Портрет купца. Н. Д. Мыльников. 1837 годДвадцать четвёртого декабря этого года в Государственном историческом музее при участии Министерства культуры Российской Федерации открывается выставочный проект «Купеческий портрет XVIII – начала XX века из собрания Исторического музея. Живопись. Дагерротипия. Фотография».

 

Авторы концепции проекта задумали выставку как попытку по-новому посмотреть на портрет третьего сословия дореволюционной России, ставшего важным художественным и историческим явлением. Выставка ограничилась временными рамками двух столетий – XVIII и XIX.

 

Уникальное собрание музея даёт редкий шанс оценить эволюцию от «купеческого» портрета к портрету конкретного купца, то есть от предметного и костюмного изображения к психологическому портрету определённого человека. Представленные на выставке купеческие портреты относятся к двум коллекциям из музейного собрания – дагерротипной и живописной, включающей ранние образцы фотодела.

 

Портреты представителей купеческих семейств XVIII – начала XIX века были  заказаны и выполнены, по большей части, для портретных родовых галерей. Их немного, так как они писались в связи с очень важными событиями в жизни людей; на них купцы, сохраняя свой самобытный патриархальный облик, предстают в кафтанах старорусского стиля, показывают пожалованные купеческие медали. Безымянные портреты «купецких людей» XVIII столетия воспринимаются как человеческие типажи: строгая, волевая архангелогородская пожилая дама в алой душегрейке и рафинированная купчиха в шёлковом платье с декольте и веером в руках демонстрируют два полярных периода в жизни женщины.

 

Портрет купчихи Е. С. Расторгуевой. К. Е. Маковский. 1885 годНа протяжении первой четверти XIX столетия в купеческих портретах фронтальное изображение фигуры на затемнённом фоне, линейная композиция с орнаментами, локальные цвета, плоские формы передаются из одного портрета в другой. В этих картинах неповторимы лишь лица моделей. Темперамент и характер изображённых на полотнах, а часто даже их реальный возраст остаются не показанными. Неудивительно, что современникам почти никогда не знакомы имена изображённых, как и фамилии самих живописцев.

 

Портрет второй части XIX – начала XX века формировал уже не столько родовую купеческую галерею, а цепь персональных образов, из которых вырабатывался новый внешний облик сословия. Родившаяся в связи со свалившейся на неё от труда предыдущих поколений баснословной состоятельностью «московская купеческая аристократия» могла с лёгкостью позволить себе заказать портрет у лучших художников того времени – К. Е. Маковского, В. А. Серова, Л. О. Пастернака, А. Я. Головина. Однако желание заказчика зачастую оказывалось сильнее художественной манеры живописца – и тогда, несмотря на совершенный наряд и изящные позы, в портрете невольно проступало лицо богача.

 

Портреты отдельных представителей купеческих родов начала прошлого столетия (Бахрушиных, Рябушинских, Басниных, Кузнецовых и других)  заказывались как для общественных мест – государственных учреждений, благотворительных заведений, так и для особняков «купеческой аристократии», как, например, конный портрет англомана и коллекционера Евфимии Носовой-Рябушинской работы А. Я. Головина, напоминающий брюлловскую «Всадницу». В работах появляются невиданные ранее решения в области композиции: парадные портреты во весь рост, портреты на фоне частной коллекции или за столом в рабочем кабинете.

 

Московские купцы. Начало XX векаДагерротипия как утончённое искусство небольших форм прожило совсем недолго, с 1840-х до конца 1850-х годов, но было весьма распространено в просвещённой среде купечества. На памятную реликвию или «сувенир чувств», отличавшийся от живописного портрета камерностью и магическим жизнеподобием, был очень большой спрос.

 

В экспозиции раритетные произведения забытых умельцев находятся рядом с шедеврами выдающихся мастеров своего дела. Именно вместе они дают возможность ощутить силу поразительных по своему жизненному тонусу личностей, которые прошли в трёх поколениях тернистый путь от зависимого крестьянина до купца, банкира, предпринимателя, коллекционера, благотворителя и мецената.

 

На выставке представлены предметы купеческого коллекционирования, связанные, прежде всего, с бытовой культурой третьего сословия – народный костюм и украшения, купеческие портреты и прочее.

 

Выставка будет работать до  31 марта 2014 года. Справки: (495) 692-0151, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.