• previewМузей был открыт в 2004 году. Инициатором создания школьного музея стал Павел Иванович Степаненко – генерал-майор авиации, генерал-полковник Казачьих войск, который предложил школе свою коллекцию картин на военную тематику для постоянно действующей выставки под девизом: «Старая слава новую любит, новая слава старую бережет». Он подарил школе тринадцать картин, которые легли в основу будущего музея. Начался поиск экспонатов, состоялись встречи с ветеранами войны, проживающими в районе. Ветераны войны оказывали помощь в оформлении музея.

    Экспозиция музея посвящена дням Воинской Славы России с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года («Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Курская битва», «Взятие Берлина» и др.), а также ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в районе Строгино и принимавшим непосредственное участие в сражениях того периода.

  • Музей Героя Советского Союза военного разведчика Рихарда Зорге СОШ с этнокультурным русским компонентом образования № 141 САО г. МосквыВоенно-исторический мемориальный музей Героя Советского Союза военного разведчика Рихарда Зорге был открыт 5 ноября 1967 года; вновь отреставрированный музей создан и открыт 14 ноября 2007 года при содействии заместителя председателя Совета ветеранов города Москвы генерал-лейтенанта В. И. Прохорова.

    В музее находятся 533 экспоната, 25 из них – подлинных. Вспомогательный фонд имеет 19 папок с материалами и 200 фотографий.

    Экспозиция музея содержит богатый материал о детстве, юношеских годах Рихарда Зорге, о его учёбе в гимназии и университетах, о его участии в первой мировой войне, журналистской деятельности, о работе разведчика в Китае и Японии как руководителе группы «Рамзай»; о его соратниках.

  • previewЦелью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

    Школьный музей призван быть координатором гражданско-патриотической деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Для достижения этой цели программа развития музея предусматривает решение следующих задач:

  • preview«Быть человеком – это значит создавать новое, работать на благо общества»

    М. Л. Миль

    Музей открылся 1 сентября 2004 года. В его создании принимали активное участие дочери авиаконструктора, сотрудники Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля, ветераны вертолётной авиации, летчики-испытатели вертолетов «МИ» и другие лица.

    Среди экспонатов отметим памятные значки Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля, посвящённые выпускам разных моделей вертолётов, богатую литературную экспозицию, в которую входят книги авиаконструктора, а также издания о М. Л. Миле и о развитии отечественной вертолётной авиации. Реликвия музея – «Характеристика на военного инженера 3-го ранга запаса М. Л. Миля…».

  • Музей имени маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского  СОШ № 1150 Зеленоградского административного округа г. МосквыШкольный музей был открыт силами ветеранов, жителей города, учителей и учащихся 8 мая 2005 года в канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Создание музея в честь прославленного военачальника выглядит очень символичным, ведь Крюковская земля была освобождена от немецких захватчиков именно 16-ой армией под командованием маршала К. К. Рокоссовского.

    Значительный вклад в создание музейной экспозиции внесли  воспитанники клубов «Юный миротворец» и «Лира». Ряд музейных экспонатов был подарен родственниками К. К. Рокоссовского и ветеранами 16-го района, с которыми у членов клубов сложились добрые и тесные дружеские связи. Первая экспозиция музея касалась 63-ей годовщины битвы под Москвой. Ребята из клуба «Лира» оформили макет сражения, взяв за основу реальные документы и материалы, представленные в музее.

  • previewМузей открылся в сентябре 2001 года. В нём представлены следующие экспозиции:

    – «История школы» (фотографии школьных мероприятий, грамоты и дипломы учащихся и педагогов, лучшие спортсмены и спортивные команды,  победители районных, окружных и городских соревнований). В музее хранятся почетные награды директора школы, руководителя музея, памятные сувениры, врученные за вклад в патриотическое воспитание учащихся. Представлены знаки учащихся и педагогов школы.

    – «Древняя история Жулебино». В музее хранятся предметы обихода: старинные украшения и портновские ножницы, щипцы для завивки волос, которые нагревались на огне, железные гвозди. Письменные приборы прошлого сильно отличаются от современных. Чернила наливались в  чернильницы или чернильницы-непроливайки (в школах). В них обмакивались перья для письма.

  • Музей книги «Обыкновенное чудо»  Центра образования № 1490 района Лианозово г. МосквыМузей книги в школьной библиотеке – одна из форм дополнительного образования учащихся. Это и средство, которое воздействует на формирование цельной личности ребенка, и способ развития его творческих способностей, художественного вкуса, нравственных основ и рачительного отношения к книгам. Школьный музей призван содействовать расширению кругозора в сфере гуманитарных наук, формированию познавательных интересов и способностей учеников в области искусства, литературы, истории и быта народа нашей страны.

    Девизом школьного музея стали строки русской поэтессы Т. Л. Щепкиной- Куперник:

    «Отраженье исчезнувших лет,

    Облегченье житейского ига,

    Вечных истин немеркнущий свет –

    Это – книга. Да здравствует книга!»

    В музее представлены увлекательные экспозиции, посвящённые хлебу, как основе русского стола: «Хлеб – всему голова» и «Поклонись хлебу».

  • Музей космонавтики «Покорители вселенной» СОШ № 1155 г. МосквыМузей «Покорители вселенной» был открыт 31 марта 2011 года. Собрание музея отражает исторические вехи на пути освоения космоса, этапные достижения отечественной космонавтики, научные программы, эксперименты, мировые достижения и космические рекорды, а также рассказывает об основоположниках теоретической и практической космонавтики, выдающихся учёных, конструкторах, исследователях и покорителях космоса.

    В экспозиции музея представлены фото и видео материалы, копии архивных документов по истории освоения космоса нашими соотечественниками, мемориальные предметы, модели и макеты космической техники и другие научно-вспомогательные материалы.

  • preview«Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее».

                              Д. С. Лихачёв

    В 1988 году в школе в  результате творческих совместных усилий  ветеранов авиации дальнего действия и коллектива образовательного учреждения был открыт музей. Сама идея создания музея инициирована тем, что одной из улиц в Марьине было присвоено имя главного маршала авиации А. Е. Голованова.

  • Музей памяти подвига народа в годы  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов СОШ № 1682 района Нагорный ЮАО г. Москвы«Никто не забыт, ничто не забыто!»

    Музей является центром гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания в школе. На его базе организовано сообщество «Юный экскурсовод» из числа детей, педагогов и родителей. Ребята выступают в роли хранителей и популяризаторов истории о Великой Победе. В Музее постоянно проходят экскурсии для учащихся начальной школы и дошкольников, уроки Мужества, посвящённые памятным датам истории России, её ратных подвигов и боевой славы.

    Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

  • Музей русского народного творчества СОШ № 1122 района Лианозово СВАО г. МосквыШкольный музей был создан в 1992 году из коллекции натюрмортного фонда, собранной при кабинете изобразительного искусства. Основой коллекции стал дар кандидата педагогических наук Л. В. Криницина, преподавателя изобразительного искусства, привезённый из его старого дома в селе Голуби Вологодской области. Значительное число экспонатов в качестве безвозмездного дара преподнесли учителя, ученики и их родители. В результате поисковой и экскурсионной работы фонд музея обогатился экспонатами из разных уголков России. Отметим, что уникальность музея в том, что все его экспонаты подлинные. Предметы утвари наглядно показывают искусное мастерство русских умельцев, знакомят со старинными обрядами и бытом нашего народа.

    Эмблема музея изображает птицу-солнце, в славянской мифологии венчающую мировое древо и символизирующую животворящее начало. Она показывает, что древняя культура наших предков наполняет духовностью жизнь подрастающего поколения.

    В 2010 году музей переехал в другое помещение. Новый интерьер музея разрабатывали и выполняли сотрудники школы: учителя изобразительного искусства и технологии.

  • Музей этнографии «Быт наших предков» СОШ № 662 района Западное Дегунино САО г. МосквыМузей этнографии «Быт наших предков» открыт в школе в 2005 году. Цель музея – приобщение учеников к истории России, культурно-бытовому и героико-патриотическому прошлому страны. Сначала основой музейной экспозиции были сделанные руками учащихся декоративные панно, посвящённые известным и любимым героям русских народных сказок и куклы в богато украшенных национальных костюмах, изображающие разнообразные бытовые сцены из народной жизни. За прошедшие годы экспозиция значительно расширилась. При участии преподавателей и учеников в школьном музее были собраны уникальные предметы быта жителей столицы и её пригородов, относящиеся к концу XIX – первой половине XX веков.

    На сегодняшний день в музее можно увидеть уголок стародавних мастеров и мастериц. В экспозиции представлено веретено, старая прялка с пряжей, фрагменты ткацкого станка, клещи, молот, грубо кованый гвоздь, подкова, старинный ключ от амбарного замка, серп, коса. Представлены также и предметы городского быта, среди которых щипцы для волос, кружева и ленты, шляпки, флакончик для духов – незаменимые аксессуары в гардеробе любой городской модницы.

    Посетители могут ознакомиться и со старыми карманными часами, чернильницей, перьевой ручкой, пресс-папье, служившим для промокания чернил, старой фотографией из резной деревянной рамки, изготовленной неизвестным мастером. Представлены также богато украшенные городские и деревенские платья начала XX века.

  • previewМузей этнографии и мифов русского народа «Русский дух...» открылся  в  ноябре 2007 года. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.    Сам человек неотрывно рассматривается от собственной внешней (природной и социокультурной) среды.

    Каждый ребёнок должен пройти этнофункциональные стадии психического развития: сказочно-мифологическую (2-4 года), религиозно-этическую (5-8 лет), научно-познавательную. Всё это соответствует научному подходу доктора психологических наук Александра Владимировича Сухарева, декана факультета психологии Государственной академии славянской культуры. С ним заключен договор о творческом сотрудничестве. Совместно разрабатывается тема: «Этнофункциональная психология в воспитании детей дошкольного возраста...». Всё вышеизложенное легло в основу создания  этнографического музея.

  • Музей-клуб имени Героя Советского Союза В.Ф.МаргеловаМузей-клуб имени Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова создан в 2011 году на базе ГБОУ СОШ № 262 Западного округа города Москвы по инициативе Поискового отряда школьного патриотического клуба «Миротворец» при поддержке ветеранов и местных органов власти: управы и муниципалитета «Фили-Давыдково».

    Концепцией музея служит стремление продемонстрировать историю отечественной традиции защиты Отечества во всем ее многообразии.

    Экспонаты музея, в своем большинстве  являются подлинниками, которые сами по себе уникальны, например пожарная медная каска середины XIX века; брезентовая боевая одежда пожарного начала ХХ века; брандспойты образца, использовавшегося при тушении пожаров в Москве в 1941 году; массогабаритная модель винтовки Мосина, использовавшаяся для обучения новобранцев перед Великой Отечественной войной и в ее начале, рюкзак десантный немецко-фашистских войск; патефон 1940-х гг (действующий образец), и др.

  • previewМузей «Русская национальная традиция», открытый в мае 2005 года, стал важным звеном в системе дополнительного образования школы и уже два года успешно решает проблему приобщения подрастающего поколения к отечественной истории и культуре.

    В экспозициях музея отображён уклад жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России Х1Х – первой четверти ХХ века именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта. 

  • previewМини-музей начал создаваться в октябре 2013 года. До конца года музей пополнялся новыми экспонатами и в начале 2014 он был открыт. На данный момент музей продолжает пополняться новыми моделями.

    Мини-музей предназначен для познавательного и художественного развития детей, а также для формирования первичных представлений о музеях. Формы деятельности: игровая, экспозиционная, познавательная.

  • previewМузей основан в 2001 году. Он включает в себя следующие направления:

    – история зарождения авиации и космонавтики;

    – полёт первого человека в космос;

    – авиаконструктор М. Миль и создание вертолёта;

    – жизнь и деятельность маршала авиации Г. П. Скорикова во время войны и в мирные годы;

    – участие авиации в годы Великой Отечественной войны.

  • Этнографический музей «Берегиня» СОШ № 1011 района Солнцево г. МосквыШкольный этнографический музей «Берегиня» был создан в 2005 году. Музей создавался силами учителей и учащихся, которые привозили из отпусков, каникул и экскурсий предметы быта и промыслов; элементы старого народного костюма из разных городов России. Экспонаты собраны в основном из Московской, Брянской, Ивановской и Курской областей.

    В музее представлены следующие экспозиции: «Русская изба»; «Орудия труда»; «Ремёсла центральной России»; «Русский народный костюм»; «Обрядовая кукла».

  • Этнографический музей «Русский быт» СОШ «Школа надомного обучения» № 388 района Бибирево г. МосквыШкольный музей был создан в 2002 году по инициативе учителей, родителей и учеников для расширения кругозора учащихся, их успешной социализации.

    Музей наглядно показывает, как жили наши предки (XVIII – начало XX столетий), какой была их богатая культура, взаимоотношения. Пространство школьного музея позволяет увеличить спектр направлений образовательной деятельности детей. Именно на площадке музея ученики выходят за рамки привычной школы. Музей выявляет творческие особенности в ребёнке, давая обширный потенциал для развития дополнительного образования и социализации школьников.

    Музейное пространство широко используется школой в образовательном процессе, что позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья «увидеть» предмет, или «опредметить» явление, символ, объект. Музей реализует практически все виды деятельности (общение, учение, игру), а также самовыражение личности. Учебный процесс в музейных рамках становится конкретным, наглядным, проходя в контексте исторических событий и социально-экономических преобразований.

  • previewМузей был открыт в феврале 2006 года. Основной фонд музея был собран и пополняется по настоящее время силами педагогов, учащихся и их родителей. Сейчас количество единиц основного фонда составляет 52. Профиль музея – этнографический.