Музей «Дом, в котором я живу» гимназии № 1506 района «Северное Медведково» г. МосквыПрезентация экспозиции школьного музея «Дом, в котором я живу» состоялась в феврале 2006 года; в апреле 2007 года музеем был получен сертификат о соответствии статусу «музей образовательного учреждения», который был подтверждён в марте 2012 года.

Появлению школьного музея предшествовала работа окружной экспериментальной площадки гимназии № 1506 «Школьный музей как центр музейно-педагогической деятельности в школе» (2003-2006 годы). Работа проводилась в содружестве с сектором краеведения Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. Инициатором создания и руководителем музея является учитель истории, кандидат исторических наук Г. Б. Денисова. В создании музея принимали активное участие Совет ветеранов района «Северное Медведково», педагоги, учащиеся и их родители. Были проведены социологические и психологические исследования с целью выявления ценностных ориентаций школьников, а также отношения к школьному музею.

В своей работе актив школьного музея руководствуется словами С. О. Шмидта, академика Российской Академии образования, председателя Союза краеведов России: «Познание родного края – это дорога к творчеству в любой сфере деятельности, это школа самостоятельной мысли, это ощущение общественной пользы от творимого, путь к дружбе, сближение людей разных поколений, ибо любовь к малой Родине свойственна людям любого возраста». Музейно-педагогическая работа гимназии включает два основных направления: первое – освоение экологического, природного, культурного пространства и наследия дома, школы, района, округа, города, страны, мира – социума в целом. Второе – создание собственного культурно-исторического пространства, центром которого выступает музей образовательного учреждения.

Основные разделы экспозиции:

I. История села Медведково и его окрестностей.

– Владельцы медведковских земель;

– Пожарские;

– Голицыны;

– Нарышкины.

– Последний владелец медведковских земель – Николай Фёдорович Рихтер, председатель Московской уездной земской управы, первый попечитель земской школы в Раево;

– История села Раево;

– Школа в Раево;

– Раевский некрополь;

– История села Ватутино;

– Дачники;

– История церкви Покрова Богородицы в Медведково.

II. Писатели и художники в Медведково.

– Валерий Брюсов и его воспоминания о Медведково;

– Константин Коровин в Медведково.

III. Медведково в советское время.

IV. Медведково сегодня.

– Предприятия района;

– Хлебозавод № 26;

– 20-й таксомоторный парк;

– Кожгалантерейная фабрика;

– «Волновое» переселение.

V. Была война…

– В. А. Молодцов – Герой Советского Союза, разведчик;

– Жители района – участники Великой отечественной войны;

– Б. Н. Ананьин;

– Ю. П. Булавин;

– Л. А. Райковаж;

– И. И. Чикина;

– Наши деды и прадеды были на той войне;

– Война вошла в мальчишество мое… (выпускники – участники военных конфликтов).

VI. История школы

– Гимназия в 1-м Переяславская. В. Высоцкий – ученик школы № 273;

– Школа № 273 в Медведково;

– Гимназия № 1506;

– Учимся самоуправлению.

VII. Пушкинский центр (Лицейские традиции)

VIII. Наши экспедиции

– Боспорское царство;

– Москва в 18-19 веках;

– Галич.

IX. «Шестидесятые» (интерьер).

В основе музейных фондов – подлинные музейные предметы, собранные школьниками во время экспедиций и экскурсий, а также поступившие в школьный музей в результате планомерной работы по комплектованию среди жителей  района «Северное Медведково». Была проведена большая работа по выявлению исторических источников, раскрывающих ранние страницы истории района в библиотеках, музеях и архивах города Москвы. Это позволило включить в экспозицию копийные материалы о владельцах сёл Медведково, Раево и Ватутино. Встречи с потомками князей Голицыных дополнили экспозицию неизвестными данными о землях, принадлежащих В. В. Голицыну в Медведково.

Контакты с краеведами, окружными и районными СМИ расширили круг дарителей. В связи с проведением в Медведково «волнового переселения», жители района приносят подлинные предметы, характерные для 1960-70-х годов. Особое место в экспозиции занимают материалы о пребывании в Медведково поэта В. Брюсова и художника К. Коровина. В течение многих лет учащиеся анализируют их воспоминания, посвященные медведковской земле, проводят исследования на местности.

Дети работают над следующими темами: «Музейный предмет военного времени»  (исследование коллекции оружия периода Великой Отечественной войны, хранящейся в школьном музее); «Предметы быта в экспозиции школьного музея», «В. Брюсов и К. Коровин в Медведково», «История ГПЗ-21», «История школы в фотографиях», «История моей семьи в истории моей страны», «Книга Памяти (воспоминания участников Великой Отечественной войны, проживающих в Медведково)», «Традиции школы. Лицейский праздник», сайт «Школьный музей «Дом, в котором я живу».

В процессе работы над научной концепцией экспозиции тема «Жители района – участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» вышла на первый план, поэтому и значительная экспозиции посвящена Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и ее участникам. Создатели экспозиции считали своим долгом помочь учащимся понять величие подвига российского солдата, офицера, партизана, рабочего, хлебопашца, а также женщин и детей. Только сопричастность событиям ушедшей войны через экспозицию школьного музея и экскурсионно-массовую работу позволит учащимся понять значение Великой Победы. Именно школьный музей обладает возможностями не только быть хранителем памяти о Великой Отечественной войне, но и воспитателем патриотов своей страны.

Изучение истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с помощью музейных средств будет способствовать познанию исторических корней и осознанию неповторимости Отечества и его судьбы, места и роли России в мировом историческом процессе, в развитии и укреплении общества, пониманию особенности менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов страны, её исторического прошлого. Продолжается комплектование экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне. Стало традицией ежегодное проведение мероприятий, посвящённых теме «История семьи в истории моей страны». Учащиеся знакомят с историей своих родственников – ветеранов; тех, кто работал в тылу, находился в оккупации, детей войны.

Ещё одна традиция – создание классных альбомов, посвящённых Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, включающих материалы о родных и близких. Многие из ветеранов, материалы, которых представлены в экспозиции,  вошли в Совет музея и стали настоящими его друзьями. Данный раздел экспозиции постоянно пополняется новыми экспонатами. В гимназию приходят новые ученики; сложилась система социологического опроса вновь прибывших ребят, что  позволяет нам  получить информацию, а затем и материалы об их родственниках, участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также родных и близких, служивших и служащих в рядах вооружённых сил, участвовавших в военных конфликтах.

Новый раздел экспозиции – «Шестидесятые»; здесь представлены подлинные предметы того времени. Именно в 1960 году село Медведково было включено в состав Москвы. Работа в музеях и архивах позволила с помощью фотографий показать застройку района в 1960-е годы. Именно в те годы на северо-восточной окраине Москвы рядом с селом Раево начинает работать средняя школа № 273 (в будущем гимназия № 1506). Исследовательская работа школьников по изучению  социальной сферы района легла в основу экспозиционного комплекса, рассказывающего о «волновом» переселении из пятиэтажных домов в более благоустроенные. Этот процесс начался именно в районе Медведково.

Директор гимназии: Бахтиарова Нина Григорьевна.

Руководитель музея: Денисова Галина Борисовна.

Контакты: 127282, г. Москва, ул. Широкая, дом 1а; тел.: 8 (499) 476 01 27; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; сайт: gym1506sv.mskobr.ru


Экспозиция музея