• Историко-краеведческий музей «Русский быт. Золотые руки мастеров России» музейного комплекса «Великая страна – великая история» СОШ № 1062 района Митино г. МосквыИстория музейного комплекса школы началась с учреждения музея «Русский быт. Золотые руки мастеров России» в марте 2009 года. Организаторами музея стали учитель истории Л. Е. Иркова и заведующая школьной библиотекой Н. П. Данькевич.

    Музейная экспозиция состоит из 5 разделов: «Русская изба», «История костюма», «Русская обрядовая кукла», «Русские  народные музыкальные инструменты», «Русские народные промыслы». Процесс создания музея увлёк не только детей и родителей, но и педагогический коллектив. Музей стал одной из дополнительных площадок воспитания и образования учащихся.

    За год существования музея «Русский быт» выставка «Русские народные промыслы» превратилась в полноценный самостоятельный музей, занимая отдельное помещение. Экспозиция музея «Русские народные промыслы» состоит из 9 частей:

    – «Народная игрушка»: «История Русской матрёшки», «Богородская резная игрушка», «Дымковская народная игрушка», «Филимоновская игрушка (свистульки)», «Костромские игрушки», «Игрушки из соломы, «Чудеса из бересты»;

  • Историко-краеведческий музей «Свиблово»  имени Героя Советского Союза Андрея Михайловича Серебрякова СОШ 1098 СВАО г. Москвы«Заповедный уголок – это наш район Свиблово.
    Место зелёное, светлое, дивное.
    Голубем в небо вознёсся стремительно
    Старый московский район удивительный!»

    Музей существует с 1998 года, но фактически его история началась раньше. В 1995 году группа учащихся, родителей, учителей школы участвовала в субботнике по уборке территории усадьбы Свиблово. Именно тогда учащиеся и заинтересовались историей усадьбы и района. Постепенно стали наводить справки, изучать документы, собирать рассказы старожилов, фотографии, предметы быта и одежды давно минувших дней.

    Свиблово – удивительный район. Здесь прославленный историк Н. М. Карамзин задумывал «Историю государства Российского», А. С. Пушкин воспевал в своих стихах весну, в храме звонил колокол, снятый Петром I с пленённого шведского корабля; здесь жил писатель В. М. Шукшин, именами покорителей северных широт названы многие улицы.

    Основные разделы музейной экспозиции: «Свиблово в XIV-XX веках»; «Храм Живоначальной Троицы»; «Усадьба Свиблово, её обитатели и гости»; «Их имена в названиях улиц»; «Жили были»; «Они сражались за Родину».

  • prewИсторико-краеведческая деятельность в школе ведётся с её основания в 1978 году. С 1980 года начала работать историко-краеведческая комната. Школьный музей был открыт в 1987 году. Через десять лет, в 1997 году при музее открылся клуб «Судьбы Отечества».

  • Историко-этнографический музей  «Георгий Победоносец – Хранитель Москвы»  СОШ № 184 Дмитровского района САО г. МосквыИстория музея началась 1 октября 1998 года, когда в школе был создан музей «Русско-грузинской дружбы». Через 6 лет после основания музея его коллекция была расширена и дополнена новыми экспонатами. Обновлённый музей «Георгий Победоносец – Хранитель Москвы» был открыт 26 ноября 2004 года. Примечательно, что Георгий Победоносец является небесным покровителем как Москвы, так и Грузии.

    Экспозиция музея состоит из 7 основных разделов:

    – «Житие святого Великомученика и Победоносца Георгия» (раздел повествует о жизни Святого Георгия, его подвиге и мученической смерти);

    – «Уголок грузинского дома» (в разделе показан быт и традиции Грузии);

    – «Уголок русского дома» (представлены экспонаты, показывающие русский традиционный промысел, быт, традиции);

    – «Военный  орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия» (в разделе рассказывается об учреждении и истории ордена Святого Георгия, статутах награды, о полных георгиевских кавалерах, о Георгиевских наградах);

  • Историко-этнографический музей «Жили-были ростокинцы» СОШ № 352 района Ростокино г. МосквыШкольный музей «Жили-были ростокинцы» был организован в 2005 году. Музей создавался силами учителей, учащихся, их родителей и жителей района Ростокино, которые привозили предметы музейного значения из разных уголков России.

    В музее представлены следующие экспозиции: «Русская изба», «Предметы быта и орудия труда крестьян прошлых столетий», «Ростокино: вчера, сегодня, завтра», «Народные художественные промыслы», «Лосиный остров», «Рукоделие». Среди экспонатов есть берестяной короб; жестяная коробка, выпущенная в 1912 году; кованые вилы и багор; керамическая тарелка, которой более двух веков.

    В экспозиции «Народные художественные промыслы» представлены филимоновские и богородские игрушки; изделия из соломки и бересты; деревянные изделия с хохломской росписью; скопинская художественная керамика;  керамика с росписью Гжель.

    В экспозиции «Русская изба» можно увидеть печь с чугунками и горшками; ухваты; лопаты; короба.

    В экспозиции «Предметы быта и орудия труда» представлены отбивалки для льна; рубель, коромысло, самовары, утюги; кошки для ловли ведер из воды.

    В экспозиции «Рукодельница» можно ознакомиться с подушечками,  очешниками, рубахами, блузами, рушниками, кружевами.

    В собрании музея есть предметы, найденные на раскопках. В настоящее время эти артефакты изучаются исследовательской группой.

    Деятельность музея направлена на несколько направлений дополнительного образования учащихся: театрально-художественное искусство (спектакли, кукольный театр, изобразительное творчество); фольклор, научно-исследовательскую и проектную деятельность.

  • previewМузей в школе был открыт в 2003 году. Главная цель музея – расширение знаний учащихся о культуре и быте русского народа, знакомство с известными людьми района Крылатское, изучение флоры и фауны природного заказника «Крылатские холмы».

    Воспитательная цель музея: воспитание чувства гордости за свою малую родину и Родину в целом.

    Развивающая цель: развитие интереса к истории своего народа, его культуре, традициям и быту.

    Обучающая цель: научить детей (из актива музея) пользоваться печатным материалом музея, доносить информацию до слушателей, грамотно вести экскурсию.

  • previewЛитературный музей «В. Д. Берестов и его окружение»– уникальный и пока единственный музей писателя, литературоведа, переводчика и историка Валентина Дмитриевича Берестова (1928-1998). Музей был открыт 5 апреля 2010 года. Он начал свою работу ещё в 2009 году, благодаря содействию Наталии Ивановны Александровой(вдовы В. Д. Берестова).

    В фондах музея хранятся личные вещи, документы, сувениры, предметы быта В. Д. Берестова, а также книги из домашней библиотеки писателя, переданные семьей Валентина Дмитриевича, его друзьями. Имеют место материалы, собранные в течение десяти лет Литературным центром В. Д. Берестова при Российской государственной детской библиотеке, преемником которого является музей, продолжая поисковую работу. Музей собирает все издания произведений В. Д. Берестова.

  • Литературный музей «Сказы Павла Петровича Бажова» СОШ № 352 района Ростокино г. МосквыШкольный  литературный музей «Сказы Павла Петровича Бажова» СОШ № 352 был открыт 27 августа 2008 года к 130-летию со дня рождения знаменитого уральского сказочника.

    Музей был создан в результате кропотливой поисковой деятельности преподавателя Людмилы Юрьевны Рыскуновой, её учеников и их родителей. Ими был собран материал, связанный с творчеством уральского сказочника: книги, статуэтки, коллекции  минералов, диафильмы,  детские сочинения, рисунки по сказам, поделки. Исследовательская работа воплотилась в школьный проект «Сокровища «Малахитовой шкатулки». Учащиеся работали под девизом: «Книга и мир вокруг нас». Затем дети выступали на окружном конкурсе проектных работ «Умники и умницы», где ученики  предложили создать в своей школе музей к 130-летию П. П. Бажова.

    «Главным героем» музея являются сказы уральского «чудодея», познавшего и раскрывшего тайны словесного искусства своего народа. Необычайно широк охват тем сказов – от времён крепостного права до сегодняшнего дня. И все они по-своему актуальны. Сказы Бажова не только прославляют мастерство русского человека, но и сами дают жизнь новым произдениям искусства, новым его мастерам. Они не стареют, так как кроме значительных художественных достоинств владеют ещё одним –  славят рабочего человека и его труд.

  • Музей «История российской дипломатии»Музей  «История российской дипломатии» открыт 10 февраля 2011 года.

    Цели и задачи музея:

    – приобщение воспитанников корпуса к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, способствующих формированию уважения к своему Отечеству;

    – формирование целостного взгляда воспитанников на историю России через историю  российской дипломатии, роль дипломатов в истории России;

    – развитие  навыков работы воспитанников в библиотеках, архивах, использование компьютерных технологий, справочных материалов, взаимодействие со СМИ и другими музеями.

    В музее представлено 4  тематических экспозиции:

  • Музей «17-ой Гвардейской Мозырской кавалерийской дивизии имени Героя Советского Союза Льва Михайловича Доватора» СОШ № 662 района Западное Дегунино САО г. МосквыМузей основан в 1970 году первым директором школы А. А. Буданцевым, кавалером двух орденов Славы, участником парада победы в 1945 году и учителем Начальной военной подготовки В. Н. Казаковым, участником Великой Отечественной войны, воевавшим в рядах казачьей дивизии.

    В создании музея принимали участие ветераны войны, учителя, учащиеся и их родители. Всё в музее было сделано руками учащихся. В музее были собраны ценные экспонаты, среди которых подлинные документы и фотографии, награды и личные вещи воинов. Были построены и витрины, диорамы, стела памяти павших – место проведения торжеств. В музее ведётся большая работа по патриотическому воспитанию учащихся.

    В школьном музее бережно хранятся Книги памяти, военные находки. Постоянно проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Вместе с ветеранами учащиеся совершают походы и экскурсии по местам боевой славы. Из каждой поездки ребята привозят капсулы со священной землёй: из Петрищево, Палашкино, Дубосеково, из Керчи, Смоленска, Катыни.

    Основное направление в работе музея это экскурсионная и познавательная деятельность учащихся. Цель музейной работы – гражданское и патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики; приобщение детей к военно-патриотической и краеведческой работе.

  • Музей «Боевая слава России» СОШ «Школа надомного обучения» № 388 района Бибирево г. МосквыМузей был открыт 30 сентября 2009 года в школьном кабинете истории. Собрание музея содержит 72 единицы хранения, библиотека – 110 экземпляров тематической литературы.

    В музее представлены следующие экспозиции:

    – «Битва за Москву»;

    – «Военная форма от ВОВ и до наших дней»;

    – «Жители района – участники ВОВ»;

    – «Полководцы ВОВ»;

    – «Памятные письма, награды периода ВОВ»;

    – «Вооружение солдата Советской Армии»;

  • Музей «Боевой Славы имени И. М. Тарана»  музейного комплекса «Великая страна – великая история» СОШ № 1062 района Митино г. МосквыМузей боевой славы был создан в 2011 году. Идея создания музея была предложена директором школы С. А. Волковой. Инициативную группу, в которую вошли учителя, учащиеся и родители, возглавил преподаватель Основ безопасности жизнедеятельности В. Н. Уляндин.

    Музей призван создать особую образовательную среду и возможности для расширения культурного пространства учащихся, воспитания у них гражданственности, патриотизма, освоения новых источников информации.

    Основные направления работы музея: научно-исследовательская деятельность (исследование музейных экспонатов); просветительная работа (экскурсионно-лекторская работа); поисковая деятельность (пополнение фонда музея, оформление сменных экспозиций); практическая  деятельность  (подготовка проектных работ, использование музейного комплекса в урочной и внеурочной деятельности); оформительская деятельность (оформление выставок, праздников); издательская деятельность (выпуск школьной газеты).

  • Музей «Великая Отечественная война в творчестве детей» СОШ № 2012 ЮВАО г. МосквыМузей создан в апреле 2011 года по инициативе учащихся школы и преподавателей. Направленность музея – военно-историческая и детского творчества.

    Первым шагом по созданию музея стали встречи с ветеранами. В 2010 году, накануне празднования Дня Победы, в школе была объявлена акция «Платок памяти», в которой участвовали все классы. Результатом акции стало создание панно «В памяти потомков», торжественное открытие которого  состоялось совместно с ветеранами Великой Отечественной войны. Каждый экспонат уникален, он был сделан с особой точностью и индивидуальностью, и передаёт тот глубокий смысл, который вложил в него ребёнок.

    Именно творческие работы, посвящённые памяти людей, защищавшим страну от немецко-фашистских захватчиков, стали основой для пополнения фонда музея.

    В музее представлены следующие тематические разделы:

    – «Живая родословная»;

  • Музей «Воздушно-десантных войск имени В. Ф. Маргелова»  музейного комплекса «Великая страна – великая история» СОШ № 1062 района Митино г. МосквыМузей, посвященный истории создания и боевой славы воздушно-десантных войск России, был открыт 1 января 2009 года.

    В школе сложилась добрая традиция проведения военно-патриотических мероприятий, среди которых ежегодный конкурс военной песни, смотр строя и песни, соревнования по допризывной подготовке. Частые гости школы – ветераны района «Митино», которые проводят уроки мужества, рассказывают о войне, приходят на концерты, посвящённые дню Победы. Идею создания музея воздушно-десантных войскподал И. М. Таран – ветеран Великой Отечественной войны, полный кавалер Ордена Славы, воин-десантник (именем И. М. Тарана впоследствии был назван школьный музей Боевой Славы).

    Музей воздушно-десантных войск стал центром военно-патриотической работы в школе. В организации музея помогли десантники 332-ой школы прапорщиков ВДВ, офицеры штаба ВДВ и Управления Командующего отдельного 45 полка. Так получилось, что у многих ребят и учителей школы члены семьи связаны с воздушно-десантными войсками.

  • Исторический музей ДобровольцыМузей создан в 1965 году на основе многолетней поисковой и исследовательской работы коллектива образовательного учреждения и Совета ветеранов дивизии, которая начинала свой боевой путь как дивизия народного ополчения Ленинградского района Москвы, а закончила в ранге гвардейской стрелковой дивизии.

    В экспозиции музея особый акцент сделан на историю участия ополченцев в Московской битве  на Волоколамском направлении. За эти бои, в январе 1942 года - за проявленное мужество, героизм и стойкость, 18-ой дивизии, первой из всех дивизий народного ополчения страны было присвоено звание гвардейской. О дальнейшем боевом пути рассказывают стенды,  посвященные Орловско-Курской битве, освобождению Белоруссии, бои за город Городок, после которых к названию дивизии прибавилось слово «городокская» и о штурме Кенигсберга и участию представителей штаба дивизии, парламентёров П. Г. Яновского, А. Е. Федорко, В. М. Шпитальника в церемонии подписания акта о капитуляции его гарнизона. В экспозиции музея – панорамы «Подвиг Фёдора Лаврищева»; «Подвиг 36 бойцов химзащиты 365 полка под д. Ефимоново», «Скирмановские высоты» и другие созданные учащимися школы. А в центре музейной экспозиции под белоствольной березой, рядом с простреленной каской советского воина горит Вечный огонь Памяти.

    В музее проводятся экскурсии для учащихся, родителей и гостей школы. Совет музея поддерживает постоянную связь с Советом ветеранов дивизии (за годы существования музея среди его друзей были ветераны дивизии – Р.А.Валиев, П. Г. Яновский, А. Г. Сандриков, Б. А. Тихий, Л.И. Сальникова и другие), организует «Уроки мужества», тематические встречи, конференции.

  • Музей «Дом, в котором я живу» гимназии № 1506 района «Северное Медведково» г. МосквыПрезентация экспозиции школьного музея «Дом, в котором я живу» состоялась в феврале 2006 года; в апреле 2007 года музеем был получен сертификат о соответствии статусу «музей образовательного учреждения», который был подтверждён в марте 2012 года.

    Появлению школьного музея предшествовала работа окружной экспериментальной площадки гимназии № 1506 «Школьный музей как центр музейно-педагогической деятельности в школе» (2003-2006 годы). Работа проводилась в содружестве с сектором краеведения Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. Инициатором создания и руководителем музея является учитель истории, кандидат исторических наук Г. Б. Денисова. В создании музея принимали активное участие Совет ветеранов района «Северное Медведково», педагоги, учащиеся и их родители. Были проведены социологические и психологические исследования с целью выявления ценностных ориентаций школьников, а также отношения к школьному музею.

    В своей работе актив школьного музея руководствуется словами С. О. Шмидта, академика Российской Академии образования, председателя Союза краеведов России: «Познание родного края – это дорога к творчеству в любой сфере деятельности, это школа самостоятельной мысли, это ощущение общественной пользы от творимого, путь к дружбе, сближение людей разных поколений, ибо любовь к малой Родине свойственна людям любого возраста». Музейно-педагогическая работа гимназии включает два основных направления: первое – освоение экологического, природного, культурного пространства и наследия дома, школы, района, округа, города, страны, мира – социума в целом. Второе – создание собственного культурно-исторического пространства, центром которого выступает музей образовательного учреждения.

  • previewЦель школы-интерната: формирование интеллектуально, творчески и нравственно развитой личности, ориентированной на служение своему Отечеству на гражданском и военном поприще; образа современной, деловой, духовно-богатой, культурной Женщины, любящей матери, преданной Жены и Друга, умелой хозяйки.

    Для реализации задач, поставленных перед кадетской школой-интернатом, был создан музей.

    Разделы музея:

  • Музей «Естественной истории Земли» Центра образования № 1449 СВАО г. МосквыМузей «Естественной истории Земли» Центра Образования № 1449 был основан 23 июня 2008 года. Главной целью музея является изучение и сохранение природно-исторического наследия России; выявление и развитие творческих способностей юных экскурсоводов.

    Идея создания принадлежит экспедиционному клубу школы. Из различных экспедиций в фонды музея поступает много интересных и редких экспонатов по палеонтологии, геологии и краниологии.

    Деятельность музея связана с экологической исследовательской лабораторией, экспедиционным клубом «Горностай». В музее проводятся уроки географии, истории, экологии и биологии. Фонды музея располагают большими возможностями для практикумов по этим предметам. Коллекции минералов, привезённых из экспедиций, древних рептилий, созданные учащимися, определители птиц и животных Московского столичного региона используются на уроках в качестве демонстрационного и раздаточного материала.

  • previewМузей школы создавался с сентября 2005 года по январь 2006 года под руководством учителя русского языка и литературы Светланы Сергеевны Александровой и при непосредственном участии директора школы Татьяны Николаевны Малышевой. Создание музея не потребовало никаких государственных вложений, так как всё, что представлено музее, сделано старшеклассниками.

    Первичной была идея создать музей определённого направления «Медицина в годы Великой Отечественной войны». Однако желание сделать работу объемной, связать ее с широким спектром программ привело к решению постараться при оформлении экспозиций охватить всю историю Великой Отечественной войны, чтобы в дальнейшем иметь широкое поле деятельности по патриотическому и нравственному воспитанию молодого поколения.

  • Музей «История района «Фили-Давыдково» СОШ № 79 ЗАО г. МосквыМузей школы № 79 создан в 2000 году. Школьный краеведческий музей был организован с целью организации воспитательной работы, привития любви к родному краю, расширения кругозора учащихся и развития познавательной деятельности, изучения истории Кунцево, школы № 79, её многочисленных выпускников.

    Школьный музей призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности; служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.