Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 9

В традициях Владимирской
и Московской Руси этому ком-
плексному понятию соответ-
ствует более простая форма: дом
ПресвятойБогородицы. Постро-
ение копии Успенского собора в
названных городах повлияло на
развитие и распространение там
представления о земле Русской
как об уделе Пресвятой Богоро-
дицы. Архиепископ Иоанн так и
называет Ростово-Суздальскую
землю областию Божией Мате-
ри [5, с. 78], что является сви-
детельством постепенного рас-
пространения
вышеизложен-
ной идеи, а также и её связи с
Великой Печерской церковью
и Святой Горой. При князьях
Владимире и Ярославе главные
соборы всех административных
центров Руси посвящались Со-
фии Премудрости Божией, по
аналогии с Константинополь-
ской церковью Святой Софии.
Это являлось выражением идеи
тождественности или преем-
ственности Русского государ-
ства от Византии.
В период княжеской раз-
дробленности эта идея пере-
стала объединять народ. Со
времён Андрея Боголюбского
при создании кафедральных со-
боров начали копировать уже не
Константинопольский Софий-
ский собор, но Успенский собор
Киево-Печерской лавры, как ви-
димый и понятный всем символ
того, что Русь является уделом
не мятежных и сумасбродных
князьков, но Самой Царицы Не-
бесной. Эта идея стала объеди-
нительным и собирательным
фактором для Русской земли,
рассыпающейся в междоусоб-
ных войнах. Именно Печерская
Великая Успенская церковь ста-
нет прообразом величественно-
го собора Владимира на Клязь-
ме, возведённого благоверным
князем Андреем Боголюбским
(ум. 1174) – главного собора
северо-восточной Руси.
В новых административных
центрах возводились в качестве
кафедральных уже не Софий-
7
Удел Богородицы
Успенский собор. Рака митрополита
Ионы.
В. Д. Поленов. 1877
Богоматерь с Младенцем на престоле.
В. М. Васнецов. 1885—1893
ские, а Успенские соборы. А в
старых центрах, где уже ранее
были построены Софийские со-
боры, произошла удивительная
метаморфоза: храмовый день
этих соборов был перенесён с
Навечерия Рождества Христова
на день Успения Пресвятой Бо-
городицы.
Днём престольного празд-
ника
Константинопольской
Софии, первообраза всех рус-
ских Софий, было Рождество
Христово, или, точнее, Рож-
дественский сочельник, когда
праздновалось
«Отверзение»
или «Обновление» храма [5,
с. 98]. Так было издревле и на
Руси. Неожиданная подмена
была оправдана следующим
аргументом: Пресвятая Бого-
родица является одушевлённой
ЦерковьюПремудрости , то есть
Софии Божией [4, с. 86–87]. До
сих пор сохранилась новгород-
ская служба, демонстрирующая
такое удивительное сочетание.
Перенесение
престольно-
го праздника на Успение мож-
но расценить как попытку на-
полнить старый символ новым
смыслом, что свидетельствует
о повсеместном, общерусском
распространении новой объеди-
няющей народ идеи, с помощью
которой можно было бы преодо-
леть междоусобную рознь. Дру-
гими словами, идея «дом Пре-
святой Богородицы» стала сим-
волом соборности или постепен-
ного собирания Руси. Отнюдь не
географическое, якобы эконо-
мически выгодное, положение
Москвы [1, с. 63–64] является
главной причиной её внезапного
и стремительного возвышения, а
«перенесение» туда общерусской
святыни – «дома Пресвятой Бо-
городицы», собора в честь Её
Успения.
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,...172
Powered by FlippingBook