Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 4

Удел
Богородицы
Фрагмент Афонского Церковного
Календаря на 2016 год. Печатает-
ся по благословению Русского
Свято-Пантелеимонова
мона-
стыря.
Тысячелетие Русского Афона
Явление Богоматери.
М. В. Нестеров.
1910-е
Русь, просвещённая Святым
Крещением, очень ранов своём
духовном кругозоре отметила
три духовно-мистических цен-
тра: Святой Град Иерусалим,
или Святую Землю, Царьград
и Святую Гору Афон. Святая
Земля –место, где развивались
священные события, откуда
вышло Евангельское просве-
щение, где родилась Церковь.
Царьград – столица право-
славной вселенской цивили-
зации. Святая Гора Афон –
уже сформировавшийся обще-
признанный центр православ-
ного монашества, в котором
соединились практически все
древнейшие иноческие тради-
ции, вытесненные с востока
исламским нашествием. Эти
три священных места являлись
очагами вселенского значения
православной государствен-
ности, культуры, духовности и
подвижничества.
С одной стороны, Русь
старалась почерпнуть всё не-
обходимое для своего духов-
ного и государственного раз-
вития в новой, христианской
цивилизации. Из Констан-
тинополя мы приняли Свя-
тое Крещение, апостольскую
преемственность, Мономахов
венец и бармы, из Иерусали-
ма – богослужебный устав, со
Святой Горы Афон – монаше-
скую традицию, навсегда сде-
лавшую Русь летораслью вер-
тограда Богородицы. С другой
2
Русская история
1–2
2016
стороны, Россия с первых же
дней своего крещения стара-
лась оставить след своего пре-
бывания в этих значимых для
себя местах. Почти сразу же
после крещения образовалась
русская диаспора в Констан-
тинополе. Уже с XII века на-
чинаются регулярные палом-
нические посещения Святой
Земли, и становится известно
о существовании в Иерусали-
ме Русского монастыря Пре-
святой Богородицы [2, с. 175,
231].
В это же время появляется
РусскиймонастырьПресвятой
Богородицы и на Святом Афо-
не. Стоить отметить, что если
в Царьграде и Палестине рус-
ское присутствие спустя всего
несколько веков пресеклось,
то на Святой Горе Афон Руси
удалось с первых же дней сво-
его христианского бытия обо-
сноваться твёрдо посредством
своего собственного, само-
стоятельного монастыря –
Богородичной обители Кси-
лургу. Доныне там находится
древнейший русский храм,
посвящённый Успению Божи-
ей Матери, являющийся свя-
зующим звеном между Святой
Горой и Святой Русью.
Попытка отождествления
Руси со Святым Градом Иеру-
салимом привела к появлению
идеи «Русь – Новый Иеруса-
лим». Самоопределение Руси
в качестве преемницы Визан-
тии привело к появлению идеи
«Русь – Новый или Третий
Рим». Отождествление Руси
со Святой Горой Афон, являю-
щейся земным уделом Божией
Матери, – к появлению идеи
«Русь – удел или дом Пресвя-
той Богородицы».
Первые две идеи опоздали
в своём развитии на несколь-
ко веков, хотя и сформирова-
лись сразу же после крещения
Руси: ни о каком Новом Риме
нельзя было мечтать в усло-
виях государственной раз-
дробленности и иноземного
владычества; плач о погибели
земли Русской, утопающей
в крови братоубийственной
розни и испепеляемой огнём
монгольских пожарищ, так-
же сделал неосуществимым
самоопределение Руси в ка-
честве Нового Иерусалима.
Но именно в этот период наи-
большего развития достигло
представление о Руси как об
особом уделе Пресвятой Бо-
городицы.
Русская земля в условиях
постепенной гибели своей го-
сударственности по причине
княжеской смуты осознала
себя взятой в удел и в осо-
бое попечительство Божией
Матери. Раздираемая на ло-
скутки княжеской удельной
междоусобицей, она, тем не
менее, оставалась единой,
будучи уделом и даже более
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...172
Powered by FlippingBook