Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 5

того – домом Пресвятой Бого-
родицы. «Русь – дом Пресвя-
той Богородицы» – так можно
назвать модель идентичности,
сформировавшуюся в эпоху
Владимиро-Суздальской Руси.
Именно эта идея объединила
внешне раздробленные русские
земли в нерушимый оплот под
покровом Пречистой Богома-
тери, став особенно близкой
для русского самосознания в
эпоху княжеской раздроблен-
ности и ордынского ига. В
эпоху же Московской Руси эта
идея способствовала возвраще-
нию и реализации идей «Русь –
Третий Рим» и «Русь – Новый
Иерусалим».
В правление великого князя
Василия III Ивановича Москва
осознаёт себя Третьим и послед-
ним Римом. В царствование же
Феодора Ивановича Москов-
ский Кремль отождествляется
с Новым Иерусалимом. Благо-
верный царь намеревался по-
строить внутри него Воскресен-
ский собор, однако совершить
своё намерение не успел. Идею
почившего Государя хотел осу-
ществить царь Борис Годунов,
но ему помешали сделать это
начавшееся лихолетье и пре-
ждевременная смерть. Лишь по
окончании Смутного времени,
хотя и на ином месте, идея по-
лучила своё воплощение благо-
даря трудам Патриарха Нико-
на, создавшего грандиозный
монастырский комплекс Но-
вый Иерусалим в окрестностях
Москвы. Ещё ранее, при царе
Иоанне IV, на площади перед
Кремлём было воздвигнуто по-
добие Голгофы, или Лобного
места с Распятием. Оно было
задумано и фактически функ-
ционировало отнюдь не как ме-
сто массовых казней «кровавого
царского режима», а как символ
отождествления Града Москвы
со Святым Градом Иерусали-
мом.
Взаимосвязь этих трёх мо-
делей самоопределения со вре-
менем привела к их слиянию
в одну идентичность, которую
мы называем «Святая Русь».
Наиболее ярким выражением
этого единства является девиз,
поднятый ополчением Минина
и Пожарского, освободившим
Москву в 1613 году от польского
ига, «Встанем за Русь Святую, за
дом Пресвятой Богородицы!».
Вид с крыши Храма Гроба Господня
на Соборную площадь.
Д. А. Белюкин. 2005
Константинополь. Внутри Святой Софии.
К. Боссоли
Рассмотренные нами мо-
дели самоидентификации за-
фиксированы и в литургиче-
ской памяти Церкви возведе-
нием символических храмов-
памятников. Так, в разных ад-
министративных центрах Руси
(Kиeве, Новгороде, Ярославле)
появились Софийские соборы,
копии
Константинопольской
Софии, как видимое отражение
политической
преемственно-
сти Руси от Византии в качестве
Третьего Рима. В период расцве-
та Московской Руси появляется
монастырский комплекс «Но-
вый Иерусалим» с центральным
храмомВоскресенияХристова–
копией храма Гроба Господня
в Иерусалиме, как видимое во-
площение идеи тождествен-
ности Святой Руси и Святой
Земли. Преемственную же связь
Руси со Святой Горой Афон в
качестве удела или дома Пре-
святой Богородицы запечатлела
в литургической памяти рус-
ского народа Киево-Печерская
лавра с центральным собором
во имя Успения Пресвятой Бо-
городицы.
Храмы-символы на Руси
имели свои конкретные перво-
3
Русская история
1–2
2016
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...172
Powered by FlippingBook