Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 10

«Если, сын, меня послуша-
ешь и храм Богородицы воздвиг-
нешь и меня успокоишь в своём
городе, то и сам прославишься
более других князей, и просла-
вятся сыны и внуки твои, и город
этот славен будет среди всех горо-
дов русских, и святители станут
жить в нём, взойдут руки его на
плечи врагов его, да и кости мои
в нём положены будут», – сказал
святитель Пётр князю Москов-
скому Иоанну Калите [3, с. 25–
26[. Именно послушание Иоанна
Калиты святителю и перенесение
«дома Пресвятой Богородицы»
из Владимира в Москву стало
главной причиной возвышения
этого города. Перевод в Москву
кафедры митрополитов сделало
Московского князя как бы Госу-
дарем церковной отчины, став-
шей оплотом для собирания Руси
[1, с. 69]. Так постепенно, образ-
но говоря, границы удела Божией
Матери, первоначально вклю-
чавшие в себя только Печерскую
обитель, распространяются на
всю Русскую землю. Успенский
Кремлёвский собор становится
не просто кафедральным столич-
ным храмом, но символом, объе-
диняющим Русь.
Великие князья Москов-
ские, осознав себя хранителями
дома Пресвятой Богородицы,
по-другому стали смотреть и на
своё служение: отныне они со-
биратели земли Русской, стар-
шие сыны митрополитов, хра-
нители и покровители русского
православия, служки Божией
Матери, оберегающие земной
Её удел. Однако первым откры-
то об этом смог заявить лишь
Иоанн III (1440–1505). Сто лет
понадобилось роду Калиты,
то есть московским князьям,
для собирания раздробленной
Руси. Но если другие князья,
стремившиеся к тому же, объ-
единяли Русь с помощью эко-
номических и военных союзов
или же путем захвата, то мо-
сковские князья, и в особен-
ности Иоанн III, практически
в одночасье объединили Русь,
объявив себя хранителями и
покровителями Православия,
строителями Дома Пресвятой
Богородицы [1, с. 85]. Глядя на
величественные монументаль-
ные здания Великой Печерской
церкви, Успенского собора во
Владимире, Успенского собора
Московского Кремля и сравни-
вая их с маленьким соборным
Успенским храмом обители
Ксилургу, с трудом усматрива-
ешь их сходство. Однако суще-
ствование мистической взаи-
мосвязи храмов-символов с их
первообразом не вызывает ни-
какого сомнения.
Литература и источники
1.
Ключевский В. О.
Краткое пособие по
русской истории. М., 1992.
2.
Макарий (Булгаков)
, еп. История Рус-
ской Церкви. Т. 1. СПб., 1857.
3.
Макарий (Булгаков), митр.
Исторiя
Русской Церкви. Кн. III. М., 1995.
4. Минея. Августъ. Ч. 2. М., 1989.
5.
Хондзинский Павел, свящ.
Афонъ и
его сакральное восприятие в русской
традицiи // Материалы международ-
ной научно-богословской конференции
«Россия – Афон: тысячелетие духовного
единства» (Москва, 1–4 октября 2006 г.).
М., 2008.
Иверская икона Божией Матери «Вратарница».
Д. А. Белюкин.
1997–1998
Тысячелетие Русского Афона
8
Русская история
1–2
2016
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,...172
Powered by FlippingBook