1
06ра3 номера
найти его «лица необщее выраженье», обоз
начить индивидуальность. И тут Микешину
пригодился талант портретиста. Он не только
добивалея сходства, но и искал для каждого
характерную позу, жест, мимику. Один за
другим возникали на ленте ватмана сделан
ные сепией фигуры, легкий «как парус»,
воинственный Святослав, скорбящая над
разбитым вечевым колоколом Марфа Бо
рецкая, погруженный в думу Ермак, гибну
щий Сусанин, флегматичный умница Кры
лов, задорный живой Суворов, энергичный
грубоватый Ломоносов, эффектный Брюл
лов. Особенно удались ему Пушкин,
Лермонтов и Гоголь, которых он обьединил
в группу. Пушкин читает стихи. Гоголь вни
мательно слушает, а Лермонтов и слушает
и не слушает, погруженный в свое. Найдя
образ, следовало «одеть» его в исторически
достоверный костюм, снабдить аксессуарами
соответственно времени и положению героя.
18
1
Русская история
11 - 212008
И тут очень пригодились зарисовки, сделан
ные в Оружейной палате. О том, чтобы ле
пить горельеф самому, нечего было и ду
мать- Микешину потребавались бы на это
годы. На Шредера тоже не приходилось
рассчитывать, тот в лихорадочной спешке
работал над фигурами второго яруса. Выход
был один: привлечь к проекту целую группу
скульпторов, которые бы быстро и точно
перевоплотили микешинекие рисунки в
глину. Наученный горьким опытом с Клод
том, Микешин сам выбирал их, предпочитая
известным мастерам молодых скульпторов,
вчерашних студентов, в надежде, что талант
и энтузиазм с лихвой возместят недостаток
опыта и мастерства. А что до известности,
самоуверенно говорил он своим помощни
кам, то она к ним придет после этого памят
ника. И как в воду глядел. Почти вся моло
дежь, работавшая с Микешиным, составила
плеяду известнейших впоследствии русских