Журнал "Русская история". №1-2 2008 г. - page 15

города, и размеры его должны быть соот­
ветствующие. Замысел академика Горноста­
еватоже свелся к аллегорическому изобра­
жению России в виде большой статуи с
хоругвью и крестом . По мнению членов
совета, идея памятника не была раскрыта в
полной мере. После бурных дебатов состо­
ялось голосование, Антипову отдали голоса
десять членов совета, Горностаеву- один­
надцать, Микешину- семнадцать. Обьявляя
победу Микешина, совет признал, что его
работа «отвечает основному смыслу мону­
мента и содержит свежесть образного ре­
шения». Были сделаны существенные заме­
чания , в частности- по постаменту, который
показался слишком сложным, но в целом
проект понравился. Вскоре его рассмотрел
и утвердил император.
Весть о том, что в самом престижном из
когда-либо проводившихся в России кон­
курсов победил безвестный молодой худож­
ник, не имеющий титулов и званий, про­
извела в обществе сенсацию. Академия
гудела, как улей. Студенты в массе своей
торжествовали, зато бледные от негодования
академики не оставили от проекта камня
на камне, доказывая, что его ни в коем
случае нельзя осуществлять, что это против
всех законов искусства, что таких памятников
в мире нет, на что их задорные оппоненты
возражали: вот это и замечательно, что нет,
идея колокола гениальна, а Микешин
-
бешеный талант и вообще молодчина.
Итак, был проект памятника, были день­
ги- полмиллиона рублей. Времени до обоз­
наченного срока
-
сентябрь
1862
года
-
оставалось меньше трех лет. А скульптору
предстояло вылепить памятник в глине со
всеми его колоссальными фигурами, дер­
жавой, барельефами, множеством больших
и мелких деталей, потом перевести глину в
гипс, а затем отлить в бронзе. Кроме того,
требовалось изготовить мощный гранитный
постамент, заложить фундамент, перевезти
все в Новгород, подготовить площадку и
установить памятник.
Было совершенно очевидно, что обычным
путем последовательного выполнения работ
1
Россия в 6рон3е
двигаться нельзя, на это потребуется лет
десять. Все придется делать коллективно, а
по-русски сказать- артельно, и по несколь­
ким направлениям одновременно.
С самого начала дело возведения памят­
ника находилось под личным контролем
императора. Александр
11
может по праву
считаться одним из создателей монумента.
Его заинтересованное участие не раз помо­
гало выходить из ситуаций, казавшихся
тупиковыми. Для ускоренного выполнения
скульптурной части работ был создан, вы­
ражаясь современным языком, временный
творческий коллектив из признанных мас­
теров. Материально-техническое обеспече­
ние и практическое осуществление работ
царь поручил главноуправляющему минис­
терства путей сообщения и публичных зда­
ний генерал-адъютанту Чевкину. В дальней­
шем в возведении памятника участвовало
великое множество людей самых разных
профессий. Это обеспечило выигрыш во
времени, но одновременно таило большую
опасность. Памятник, сделанный по частям
разными мастерами, мог утратить общий
замысел, внутреннее единство, попросту
рассыпаться. Чтобы этого не произошло, царь
поручил Микешину «творческую дирекцию»
над всеми работами. Двадцатичетырехлетний
художник оказался в роли дирижера, кото­
рому предстояло с листа сыграть трудную
симфонию с музыкантами, никогда не иг­
равшими в одном оркестре. У Микешина
было чувство самозванца, вдруг оказавше­
гося на престоле, но решительно не пред­
ставлявшего, что делать с властью и поддан­
ными. Но отступать было некуда.
11
февраля
1860
года Микешин пришел
в Особенную канцелярию Министерства
путей сообщения и публичных зданий и
подписал договор о том, что он, Михаил
Микешин, обязуется не позднее б июня
изготовить из гипса модели
19
верхних
фигур в одну пятую величины. Фигуры
должны быть выполнены до такой степени
отчетливо, чтобы скульпторы, привлеченные
к работе над памятником, могли вылепить
их в натуральном размере. Стоимость заказа
Русская история
l l - 2 12008 11
З
1...,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,...164
Powered by FlippingBook