1
Образ номера
наконец и неизбежно зашла бы в тупик,
разойдясь с главной творческой установкой
конкурса: воплотить в бронзе тысячу лет
истории. (Собственно так и произошло со
всеми профессионалами, принявшими учас
тие в конкурсе.) Дилетант в скульптуре, Мике
шин не был скован канонами, его не тяготила
строгая академическая традиция. В поисках
образа, который передавал бы главную
мысль памятника, он вспомнил о колоколе.
То ли Новгород с его вечевым колоколом
подсказал этот образ, то ли позвонили к
вечерне, но он тотчас почувствовал удачу.
Вот та сильная идея, которая обьединит весь
замысел, причем понятная каждому. Коло
кол! Благовестный колокол, который возвес
тит миру о русской старине, о великих мужах
России и их славных подвигах.
Найдя общий силуэт памятника, Микешин
принялся разрабатывать его по частям.
Заданная конкурсом триада: православие,
самодержавие и народность- натолкнула
на мысль сделать памятник трехъярусным.
На вершине монумента появился высокий
крест, поддерживаемый двумя ангелами,
потом он заменил одного ангела колено
преклоненной женщиной, символом России.
Верхняя часть колокола как бы сама собой
преобразовалась сначала в полусферу, а
потом превратилась в шар-державу, символ
Русской государственности. В образовавшем
ся вокруг шара пространстве можно размес
тить шесть скульптурных групп, олицетворя
ющих шесть периодов русской истории.
Нижний ярус- народ, основа государствен
ного бытия. Его можно изобразить на баре
льефах, разделенных медальонами. Впрочем,
об этом будет время подумать после. Мате
риал, разумеется, бронза, прекрасно пере
дающая игру цвета и тени, постамент из гра
нита, незыблемого, как сама Россия
.
...
Стукнула дверь мастерской, вошел друг
Микешина Виктор Гартман, молодой, но
уже модный в столице архитектор.
-Куда это ты так рано собрался?- спросил
он, увидев одетого Микешина.
-А я еще и не ложился, -ответил тот.
Вот, взгляни.
1
О
1
Русская история
11- 2 12008
Посмотрев эскизы, Гартман совершенно
серьезно заявил, что первая премия у Мике
шина уже в кармане. В эту минуту появился
Шредер, злой и невыспавшийся. Он тоже
работал всю ночь, но ничего не смог приду
мать и признал свое поражение. Микешинс
кий проект привел его в полный восторг.
Гартман посоветовал Микешину и Шредеру
обьединить усилия, сочетая творческую
фантазию одного и скульптурные навыки
другого. В целях экономии времени и сил
решено было вылепить скульптурную модель
в одну пятую натуральной величины и не
дать многочисленных акварелей и общих
планов. В это весеннее утро кончилась для
Микешина и Шредера нормальная жизнь.
Элегантную мастерскую Микешина, носив
шую следы частых посещений особами пре
красного пола, теперь нельзя было узнать.
Всюду мусор, обломки кирпича, комья глины
и гипса. В центре возвышалось нечто, напо
минающее торт из глины двухметровой вы
соты. На подиуме сидел натурщик Василий,
живая легенда Академии, позировавший
еще Брюллову. Микешин делал наброски
фигур, Шредер переводил их в глину, эти
месяцы оба находились в состоянии лихо
радочного возбуждения, спутав дни и ночи.
Никуда не выходили. Силы поддерживали
черным, как деготь, чаем, который заваривал
старый слуга Микешина Осип. Но усталость
брала свое, и сначала один, потом другой
застывали в сомнамбулическом оцепенении.
Тогда натурщик Василий, проинструктирован
ный на этот счет, слезал со своего помоста и
бесцеремонно расталкивал обоих творцов.
К установленному сроку было представ
лено
52
проекта. Совет Академии художеств
довольно быстро отсеял сорок девять как не
соответствующие конкурсному заданию. Ос
талось три: Архипова, Горностаева и Мике
шина. Архитектор Архипов выставил модель
в форме полукруга, в центре которого воз
вышался грандиозный пьедестал с многомет
ровой статуей России. Недостатком проекта
была его явная подражательность, к тому же
автор упустил из виду, что памятник будет
стоять на небольшой площади небольшага