Журнал "Русская история". №1-2 2008 г. - page 12

1
Образ номера
наконец и неизбежно зашла бы в тупик,
разойдясь с главной творческой установкой
конкурса: воплотить в бронзе тысячу лет
истории. (Собственно так и произошло со
всеми профессионалами, принявшими учас­
тие в конкурсе.) Дилетант в скульптуре, Мике­
шин не был скован канонами, его не тяготила
строгая академическая традиция. В поисках
образа, который передавал бы главную
мысль памятника, он вспомнил о колоколе.
То ли Новгород с его вечевым колоколом
подсказал этот образ, то ли позвонили к
вечерне, но он тотчас почувствовал удачу.
Вот та сильная идея, которая обьединит весь
замысел, причем понятная каждому. Коло­
кол! Благовестный колокол, который возвес­
тит миру о русской старине, о великих мужах
России и их славных подвигах.
Найдя общий силуэт памятника, Микешин
принялся разрабатывать его по частям.
Заданная конкурсом триада: православие,
самодержавие и народность- натолкнула
на мысль сделать памятник трехъярусным.
На вершине монумента появился высокий
крест, поддерживаемый двумя ангелами,
потом он заменил одного ангела колено­
преклоненной женщиной, символом России.
Верхняя часть колокола как бы сама собой
преобразовалась сначала в полусферу, а
потом превратилась в шар-державу, символ
Русской государственности. В образовавшем­
ся вокруг шара пространстве можно размес­
тить шесть скульптурных групп, олицетворя­
ющих шесть периодов русской истории.
Нижний ярус- народ, основа государствен­
ного бытия. Его можно изобразить на баре­
льефах, разделенных медальонами. Впрочем,
об этом будет время подумать после. Мате­
риал, разумеется, бронза, прекрасно пере­
дающая игру цвета и тени, постамент из гра­
нита, незыблемого, как сама Россия
.
...
Стукнула дверь мастерской, вошел друг
Микешина Виктор Гартман, молодой, но
уже модный в столице архитектор.
-Куда это ты так рано собрался?- спросил
он, увидев одетого Микешина.
-А я еще и не ложился, -ответил тот.­
Вот, взгляни.
1
О
1
Русская история
11- 2 12008
Посмотрев эскизы, Гартман совершенно
серьезно заявил, что первая премия у Мике­
шина уже в кармане. В эту минуту появился
Шредер, злой и невыспавшийся. Он тоже
работал всю ночь, но ничего не смог приду­
мать и признал свое поражение. Микешинс­
кий проект привел его в полный восторг.
Гартман посоветовал Микешину и Шредеру
обьединить усилия, сочетая творческую
фантазию одного и скульптурные навыки
другого. В целях экономии времени и сил
решено было вылепить скульптурную модель
в одну пятую натуральной величины и не
дать многочисленных акварелей и общих
планов. В это весеннее утро кончилась для
Микешина и Шредера нормальная жизнь.
Элегантную мастерскую Микешина, носив­
шую следы частых посещений особами пре­
красного пола, теперь нельзя было узнать.
Всюду мусор, обломки кирпича, комья глины
и гипса. В центре возвышалось нечто, напо­
минающее торт из глины двухметровой вы­
соты. На подиуме сидел натурщик Василий,
живая легенда Академии, позировавший
еще Брюллову. Микешин делал наброски
фигур, Шредер переводил их в глину, эти
месяцы оба находились в состоянии лихо­
радочного возбуждения, спутав дни и ночи.
Никуда не выходили. Силы поддерживали
черным, как деготь, чаем, который заваривал
старый слуга Микешина Осип. Но усталость
брала свое, и сначала один, потом другой
застывали в сомнамбулическом оцепенении.
Тогда натурщик Василий, проинструктирован­
ный на этот счет, слезал со своего помоста и
бесцеремонно расталкивал обоих творцов.
К установленному сроку было представ­
лено
52
проекта. Совет Академии художеств
довольно быстро отсеял сорок девять как не
соответствующие конкурсному заданию. Ос­
талось три: Архипова, Горностаева и Мике­
шина. Архитектор Архипов выставил модель
в форме полукруга, в центре которого воз­
вышался грандиозный пьедестал с многомет­
ровой статуей России. Недостатком проекта
была его явная подражательность, к тому же
автор упустил из виду, что памятник будет
стоять на небольшой площади небольшага
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,...164
Powered by FlippingBook