Журнал "Русская история". №1-2 2008 г. - page 16

1
Образ номера
определялась в
12
тысяч рублей. Казна не
поскупилась. В тот же день свой договор
подписал Клодт, обязавшийся выполнить
шесть барельефов на постаменте памятника.
Соответственно заслугам маститого скульп­
тора был положен и гонорар
- 30
тысяч
рублей.
Точно к сроку Микешин с помощью все
того же Шредера представил модели
19
фи­
гур, затем состоялся их «дележ» между
скульпторами. Микешину и Шредеру до­
сталась вся верхняя группа из десяти фигур,
в том числе фигуры Петра, Ивана и их ок­
ружение. Академику Залеману выпали три
группы из восьми фигур, среди них- Ми­
хаил Романов, Владимир Святой, Дмитрий
Донской. Академик Михайлов взялся изго­
товить фигуру Рюрика.
Перед Микешиным и Шредером встала
проблема мастерской. Для работ такого
масштаба требовалось огромное помещение,
а единственная подходящая по размерам
академическая мастерская была занята рек­
тором Академии Тоном, руководившим
строительством храма Спаса в Москве. Ми­
кешину и мечтать не приходилось об этой
мастерской, новмешались могущественные
силы, и маститый Тон вынужден был усту­
пить безвестному юнцу.
Вскоре мастерская преобразилась. Все
ее громадное пространство заполнили леса,
канаты, драпировки, анатомические скелеты.
Всю ночь напролет в окнах горел свет, дви­
гались тени и мощно звучал орган. Шредер
был страстным любителем музыки, его глав­
ным богатством был уникальный механи­
ческий орган. Сонаты Бетховена, увертюры
и кантаты звучали под сводами, в этом было
что-то фантастическое: ночь, мастерская,
колоссальные фигуры, слепки рук, ног,
маски, два скульптора с обручами на голове,
в которые были вставлены огарки свечей, ­
и могучая, нечеловеческая музыка. Все это
сильно действовало на нервы. Впечатли­
тельный Шредер находился в состоянии,
близком к помешательству. Он был вечно
взволнован, перестал следить за собой,
отбросил все условности, никого не желал
14
1
Русская история
11- 2 12008
видеть и сам сгорал, как свечной огарок.
Русская история захватила его целиком, он
скорбел, что носит немецкую фамилию,
собираясь сменить ее и взять фамилию Глина.
Небритый, с обручем на голове, с блестящими
запавшими глазами, он был счастлив, как
уже никогда не будет счастлив в жизни.
Дело шло, как вдруг возникло препятст­
вие, резко усложнившее творческую задачу,
но зато обогатившее памятник блестящей
находкой.
Барельефы нижней части памятника ле­
пил барон Клодт. Ректор Академии, скульп­
тор с европейским именем, автор знамени­
тых «Коней» на Аничковом мосту должен
был работать под руководством своего вче­
рашнего студента. Уязвленный барон считал
ниже своего достоинства консультироваться
с Микешиным и не показывал ему своих
эскизов.
б июня
1860
года мастерскую Клодта
посетил царь. Микешин сопровождал Алек­
сандра
11.
Едва взглянув на эскизы барелье­
фов, Микешин понял: не то! Не мудрствуя,
Клодт попросту повторил на барельефах
сюжеты верхних фигур. Между тем нижний
ярус, по замыслу, должен был нести само­
стоятельную творческую нагрузку, олице­
творяя третью часть триады
-
идею народ­
ности. К тому же исполнение фигур по
стилю выпадало из общего пафосного, при­
поднятого настроя памятника, от клодтов­
ских эскизов веяло холодным академизмом.
Микешин был вне себя. Он решил, что Клодт
нарочно саботировал заказ или отнесся к
нему спустя рукава. Но на самом деле все
было сложнее. Прекрасный анималист, тон­
кий портретист, Клодт попросту растерялся
перед непривычной для него задачей: сочи­
нять сюжеты из русской истории. Если у За­
лемана, Михайлова перед глазами были
точные микешинекие эскизы, которые оста­
валось перевести в объем, в глину, то ниж­
нюю часть монумента Микешин оставил
фактически непроработанной. В результате
Клодту пришлось заниматься тем, чем он
никогда не занимался- в сущности, к нему
обратились не по адресу.
1...,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,...164
Powered by FlippingBook