1
Образ номера
определялась в
12
тысяч рублей. Казна не
поскупилась. В тот же день свой договор
подписал Клодт, обязавшийся выполнить
шесть барельефов на постаменте памятника.
Соответственно заслугам маститого скульп
тора был положен и гонорар
- 30
тысяч
рублей.
Точно к сроку Микешин с помощью все
того же Шредера представил модели
19
фи
гур, затем состоялся их «дележ» между
скульпторами. Микешину и Шредеру до
сталась вся верхняя группа из десяти фигур,
в том числе фигуры Петра, Ивана и их ок
ружение. Академику Залеману выпали три
группы из восьми фигур, среди них- Ми
хаил Романов, Владимир Святой, Дмитрий
Донской. Академик Михайлов взялся изго
товить фигуру Рюрика.
Перед Микешиным и Шредером встала
проблема мастерской. Для работ такого
масштаба требовалось огромное помещение,
а единственная подходящая по размерам
академическая мастерская была занята рек
тором Академии Тоном, руководившим
строительством храма Спаса в Москве. Ми
кешину и мечтать не приходилось об этой
мастерской, новмешались могущественные
силы, и маститый Тон вынужден был усту
пить безвестному юнцу.
Вскоре мастерская преобразилась. Все
ее громадное пространство заполнили леса,
канаты, драпировки, анатомические скелеты.
Всю ночь напролет в окнах горел свет, дви
гались тени и мощно звучал орган. Шредер
был страстным любителем музыки, его глав
ным богатством был уникальный механи
ческий орган. Сонаты Бетховена, увертюры
и кантаты звучали под сводами, в этом было
что-то фантастическое: ночь, мастерская,
колоссальные фигуры, слепки рук, ног,
маски, два скульптора с обручами на голове,
в которые были вставлены огарки свечей,
и могучая, нечеловеческая музыка. Все это
сильно действовало на нервы. Впечатли
тельный Шредер находился в состоянии,
близком к помешательству. Он был вечно
взволнован, перестал следить за собой,
отбросил все условности, никого не желал
14
1
Русская история
11- 2 12008
видеть и сам сгорал, как свечной огарок.
Русская история захватила его целиком, он
скорбел, что носит немецкую фамилию,
собираясь сменить ее и взять фамилию Глина.
Небритый, с обручем на голове, с блестящими
запавшими глазами, он был счастлив, как
уже никогда не будет счастлив в жизни.
Дело шло, как вдруг возникло препятст
вие, резко усложнившее творческую задачу,
но зато обогатившее памятник блестящей
находкой.
Барельефы нижней части памятника ле
пил барон Клодт. Ректор Академии, скульп
тор с европейским именем, автор знамени
тых «Коней» на Аничковом мосту должен
был работать под руководством своего вче
рашнего студента. Уязвленный барон считал
ниже своего достоинства консультироваться
с Микешиным и не показывал ему своих
эскизов.
б июня
1860
года мастерскую Клодта
посетил царь. Микешин сопровождал Алек
сандра
11.
Едва взглянув на эскизы барелье
фов, Микешин понял: не то! Не мудрствуя,
Клодт попросту повторил на барельефах
сюжеты верхних фигур. Между тем нижний
ярус, по замыслу, должен был нести само
стоятельную творческую нагрузку, олице
творяя третью часть триады
-
идею народ
ности. К тому же исполнение фигур по
стилю выпадало из общего пафосного, при
поднятого настроя памятника, от клодтов
ских эскизов веяло холодным академизмом.
Микешин был вне себя. Он решил, что Клодт
нарочно саботировал заказ или отнесся к
нему спустя рукава. Но на самом деле все
было сложнее. Прекрасный анималист, тон
кий портретист, Клодт попросту растерялся
перед непривычной для него задачей: сочи
нять сюжеты из русской истории. Если у За
лемана, Михайлова перед глазами были
точные микешинекие эскизы, которые оста
валось перевести в объем, в глину, то ниж
нюю часть монумента Микешин оставил
фактически непроработанной. В результате
Клодту пришлось заниматься тем, чем он
никогда не занимался- в сущности, к нему
обратились не по адресу.