Page 116 - RusHist5.indd

Basic HTML Version

Ðóññêàÿ èñòîðèÿ 5 2011
114
Êîíêóðñíûå ðàáîòû
Комнаты учебных поме-
щений не были приспособлены
для занятий, в них было душно
и недостаточно светло. Об этом
вопрос ставился неоднократно
ещё в середине XIX века, однако
в администрации города его от-
клоняли, ввиду так называемой
«невозможности». В 1883 году
статский советник Максимов об-
ращался по этому поводу в Том-
скую городскую думу, которая в
январе 1885-го постановила, уве-
домив главного инспектора учи-
лищ, что она при всём желании
неможет оказать содействие впо-
стройке нового здания гимназии,
ввиду крайней недостаточности
городских средств. Хотя чинов-
ники города осознавали необхо-
димость постройки нового зда-
ния, долгое время эта проблема
так и оставалась нерешённой.
Наконец, весной 1893 года,
после долгой волокиты, присту-
пилик постройке. Строительная
комиссия состояла из четырёх
человек: директора и инспекто-
ра гимназии, преподавателя гим-
назии Н. А. Бриллиантова и ар-
хитектора Западно-Сибирского
учебного округа Нарановича,
который и был привлечён как
строитель здания. Чуть позже
к ним присоединился ещё и по-
мощник ревизора. Всего затра-
ты на стройматериалы соста-
вили 63 307 рублей 70 копеек.
Строительство продлилось до
1899 года. Новое здание было
выстроено на Новособорной
площади (4, с. 52), благодаря рас-
ширению учебных площадей
гимназия пополнилась новыми
учащимися.
В Тобольске здание гимна-
зии за век своего существования
успело устареть и обветшать. Но-
вый учебныйкорпус был выстро-
ен в 1892 году, а в старый был пе-
ревезён пансион (10, с. 312).
Только две гимназии из две-
надцатиобладали собственными
пансионами – Тобольская и Том-
ская. Омская и Верненская гим-
назии имели при себе учениче-
ские квартиры (7, с. 5). В осталь-
ных гимназиях пансионов не
было, впрочем, этот вопрос не
стоял остро, так как большин-
ство гимназистов, даже имея воз-
можность квартировать в панси-
оне, проживали всё-таки у роди-
телей и родственников. К при-
меру, на 1 января 1887 года из 289
томичей пансионерами были
только 30, из 218 тоболяков –
лишь 54. Учащиеся могли прожи-
вать у наставников и воспитате-
лей, в сиропитательных заведе-
ниях и на частных квартирах.
Сибирские гимназии стал-
кивались с трудностями не толь-
ко материального характера.
Большой проблемой был недо-
статок квалифицированных пе-
дагогических кадров, особен-
но на начальном этапе развития
образования в регионе. «Мно-
гие из учителей не соответству-
ют своему назначению. Губерния
стоит вдали от университетов,
и способные люди в Сибирь не
едут, часто курсы ведут священ-
ники, помимо школы занятые
множеством других дел... С при-
ходомв1875 годунового генерал-
губернатора Н. Г. Казнакова заду-
мали открывать гимназии в Ом-
ске и Тюмени, однако препода-
вателей не нашлось, так как вы-
пускники имеющихся гимназий
за высшим образованием ехали
в европейскую часть страны, где
и оставались жить», – отмечал
Н. М. Ядринцев (11, с. 386).
Большинство
учащихся
бросали гимназию до оконча-
ния курса, поступая на службу в
разные канцелярии. Заканчива-
ли своё образование единицы.
В год выпускали от двух до деся-
ти человек (6, с. 483). В 1872 году
в Тобольске окончил курс всего
один человек.
Лучших учеников гимна-
зии отправляли в университет
на казённый счёт с обязатель-
ством вернуться в родную гим-
назию учителем. За недостаточ-
ностью кадров часть учителей
приходилось набирать из свя-
щенников, окончивших семи-
нарию. Очень трудно было при-
влечь педагогов с достаточным
образованием из центральной
России: так, при открытии Том-
ской гимназии в 1837–1838 го-
1. Томская гимназия.
Современный вид
2. Памятник гимназисту
в Москве
1 2