Page 115 - RusHist5.indd

Basic HTML Version

2011 5 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
113
нако вплоть до декабря 1917-го
процесс затормозился из-за не-
достаточного
финансирова-
ния. Кроме того, попечитель
Западно-Сибирского учебного
округа Н. И. Тихомиров не дал
соответствующего разрешения,
мотивируя отказ тем, что город-
ские власти не нашли кандида-
туру на должность заведующего
гимназией.
Сибирь остро нуждалась в
появлении новых учебных заве-
дений. Прежде всего, это было
связано с увеличением числен-
ности населения региона. Если
в 1880 году жителей крупнейших
сибирских городов было око-
ло 108 000 человек, то к 1910-му
их число выросло примерно до
390 000 человек (1, с. 62). Увели-
чилось и общее число учащей-
ся молодёжи. Так, например, на
момент утверждения Западно-
Сибирского учебного округа в
его пределах находилось 24 945
учащихся обоего пола низших
и средних учебных заведений, к
1901-му – уже 101 379, к 1916-му –
294 913 учащихся.
Вскоре после утверждения
высочайшим указом от 12 марта
1885 года Западно-Сибирского
учебного округа, 22 июля 1888-го
открылся первый в Сибири Им-
ператорский Томский универси-
тет. Его студентами, как извест-
но, могли стать только выпуск-
ники гимназий. Этот фактор по-
служил дополнительным основа-
нием для появления новых учеб-
ных заведений в Сибири.
Открытие и дальнейшая
работа гимназий были связа-
ны с рядом препятствий. Наи-
более острое из них – нехватка
учебных помещений. Так, к 1916
году только четыре из двенадца-
ти гимназий имели собственные
здания – Томская, Тобольская,
Омская и Семипалатинская.
Остальные же находились либо
в арендуемых помещениях – вто-
рая Томская гимназия, Ново-
николаевская гимназия, Каин-
ская гимназия, Бийская гимна-
зия, либо временно, до построй-
ки собственных зданий, распола-
гались где придётся. Так, Барна-
ульская гимназия была размеще-
на на нижнем этаже здания мест-
ного реального училища, позже
её перевели в здание бывшего
Горного госпиталя. Курганская
и вторая Омская гимназии до
постройки собственного здания
находились в домах, отведённых
городским управлением. Ишим-
ская, тоже временно, – в одной
части двухэтажного деревянно-
го дома, выстроенного Ишим-
ским городским обществом.
Отведённые здания ветша-
ли и приходили в негодность.
Так, например, первое поме-
щение Томской гимназии было
фактически не приспособлен-
ным для обучения. Эта гимна-
зия размещалась в трёх зданиях,
наиболее крупное из них – Ка-
зённый каменный двухэтажный
дом, принадлежащий городско-
му уездному училищу. Вверху по-
мещался пансион, внизу – клас-
сы, учительская, коридор, запас-
ные и служебные комнаты. В Ка-
зённом доме размещались гим-
назисты I, II, III, V классов.
В наёмном доме, принадле-
жащем городским обывателям,
учились IV, VI, VII и VIII клас-
сы. Гимназия платила за арен-
ду по 500 рублей в год, несмотря
на «полное неудобство». Там же
имелись узкий коридор, перед-
няя, небольшиекомнатыдлясбо-
ра учителей и учеников. Класс-
ные комнаты были все проход-
ные и не имели выхода в кори-
дор, они были отделены друг от
друга небольшими и тонкими пе-
регородками так, что занятия в
одном классе были слышны и в
другом.
Приготовительный класс
и канцелярия находились в тре-
тьем здании, аренда за которое
составляла 450 рублей в год. Оно
находилось на другой улице, до-
вольно далеко от учебных кор-
пусов – около 150 саженей, или
примерно 320 метров.
Ãèìíàçèè Çàïàäíîé Ñèáèðè
3
4 5
6