Журнал "Русская история". №4 2015 г. - page 7

ственной войны 1812 года. Последняя комплекс-
ная реставрация стен и башен началась в 1996 году
и завершилась в начале нового столетия. Вместе
с дворцами и соборами они являют уникальный по
красоте архитектурно-художественный образ по-
литического и духовного центра державы, символ
российской государственности.
Этот символ основан и на внутренней органи-
зации сооружения. Кремли – это крепости в сто-
лице великого или удельного княжества, которые
выполняли функции политического и духовного
центра территории. Там же были сосредоточены
ремёсла и торговля, а в случае вражеского напа-
дения искало защиты сельское население. Такое
объединение властной, политической, обще-
ственной, духовной, экономической деятельно-
сти в небольших границах крепостных стен было
отличительной особенностью русских кремлей
и отличало их от европейской модели.
Боровицкий холм, с которого начиналась
Москва, – наиболее высокая часть города, где рас-
полагались княжеские и царские резиденции. На
территории нынешнего Большого Кремлёвско-
го дворца в XIV веке размещались хоромы Ива-
на Калиты, палаты Дмитрия Донского. В конце
XV века, когда сооружались крепостные стены
и башни Кремля, статус столицы Русского госу-
дарства, её международный престиж обязывали
Ивана III позаботиться о достойной резиденции.
Строительство дворца велось с 1487 до 1508 го-
да, руководили им знакомые нам итальянские
зодчие Марко Фрязин, Алевиз Фрязин Старый,
Пьетро Антонио Солари. Первый дворец не со-
хранился, от него остались лишь Грановитая палата
и подклеты (цокольные этажи), на которых сегод-
ня стоит Теремной дворец. Дворец неоднократно
перестраивали и переделывали Иван Грозный, Бо-
рис Годунов, цари из династии Романовых. В ре-
зультате он сложился как комплекс парадных, жи-
лых и культовых зданий, разнообразных по стилю
и архитектуре.
С переносом столицы в Санкт-Петербург
Москва сохраняла значение Первопрестольной.
Здесь, в Успенском соборе, венчали на царство им-
ператоров и императриц, а заботы российских госу-
дарей о московской резиденции обеспечили прак-
тически непрерывное строительство в Кремле.
Придворный архитектор императрицы Елиза-
веты Петровны Франческо Бартоломео Растрел-
ли, автор Зимнего дворца в Санкт-Петербурге,
в 1749–1753 годах возвёл новый Кремлёвский дво-
рец, выходящий основным фасадом на Соборную
площадь.
В 1767–1775 годах выдающийся русский ар-
хитектор В. И. Баженов в соавторстве с предста-
вителем русского классицизма М. Ф. Казаковым
разработал грандиозный проект нового дворца
для Екатерины II. Он предполагал даже демон-
таж кремлёвской стены со стороны Москвы-реки
и обустройство лестниц и террас, соединяющих
дворец с набережной. Под будущее строительство
начали рыть котлованы и снесли часть кремлёв-
ских стен и построек, однако технические трудно-
сти, неблагоприятная политическая и финансовая
ситуация помешали осуществлению проекта.
В1838году,поуказаниюимператораНиколаяI,
дворец Растрелли разобрали и начали возведение
нового. Руководил строительством архитектор
Константин Андреевич Тон, выпускник Академии
художеств в Петербурге, ученик выдающегося ар-
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце
XVII века.
А. М. Васнецов. 1922 г.
В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья.
А. М. Васнецов.
1915 г.
Русская история
4
2015
5
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,...117
Powered by FlippingBook