Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 119

Столовая
П. А. Вяземский.
Неизвестный
художник с оригинала И. Е. Вивьена.
Литография. 1817
«Опасный сосед»
Столовая украшена видами
Италии, куда страстно хотел
попасть В. Л. Пушкин. В буфе-
те – столовое серебро сестры
В. Л. Пушкина Елизаветы
Львовны, в замужестве Сонцо-
вой. На столике – арзамасский
гусь, символ весёлого литера-
турного общества «Арзамас»,
старостой которого был Васи-
лий Львович. Здесь собирались
его друзья, московские арза-
масцы, обедывал А. С. Пушкин,
звучали шутки, смех, пенились
бокалы с шампанским.
Коридор из 
Столовой
 ведёт
в комнату, посвящённую поэме
В. Л. Пушкина «
Опасный сосед
»,
появление которой в 1811 году
стало настоящей сенсацией.
А. С. Пушкин восхищался ею
и увековечил её героя Буянова
на страницах романа «Евгений
Онегин». Современники срав-
нивали «Опасного соседа» с гра-
вюрами английского художника
У. Хогарта, непревзойдённого
мастера сатирического быто-
писания. Памятуя о том, что
В. Л. Пушкин был страстным
театралом, играл в домашних
спектаклях, создатели музея
соорудили сцену домашнего
театра, представляющую «Опас-
ного соседа».
В
литературной
борьбе
начала XIX века между сто-
ронниками Н. М. Карамзина
(В. Л. Пушкин был убеждённым
карамзинистом) и последовате-
лями А. С. Шишкова решалось
будущее русского литературно-
го языка и литературы. Это был
спор не только о словах, но и о
патриотизме, о просвещении.
В комнате можно увидеть
портреты
карамзинистов
и
шишковистов, издания их про-
изведений, гравюры У. Хогар-
та, портреты первых издателей
«Опасного соседа» – барона
П. Л. Шиллинга и С. Д. Полто-
рацкого.
Кабинет
хозяина застав-
лен
книжными
шкафами.
В них – издания XVIII – пер-
вой трети XIX века, среди ко-
Дом-музей В. Л. Пушкина
1...,109,110,111,112,113,114,115,116,117,118 120,121,122,123,124,125,126,127,128,129,...172
Powered by FlippingBook