Page 113 - RusHist5.indd

Basic HTML Version

2011 5 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
111
надцать лет посвятившего ар-
мейской службе, участника трёх
войн – финской, ВеликойОтече-
ственной и японской. Он отдал
дань и памяти тех, кто не вернул-
ся с гражданской войны. В цен-
тре – образ матери. «Я думал о
своей матери, – говорит он, – но
рисовал просто образ Женщи-
ны, проводившейна войну сыно-
вей». Прозрачные фигуры – это
пропавшие без вести солдаты
матери-Родины.
В 1984 году живописец соз-
дал диораму для музея-панорамы
«Сталинградская битва». Она ил-
люстрирует один из самых дра-
матичных эпизодов сражения
и называется «Переправа через
Волгу дивизии Родимцева».
Выбору, который встаёт пе-
ред каждым представителем мо-
лодого поколения, посвящено по-
лотно «Память. 9 мая». Создавая
его, художник наблюдал, фото-
графировал и зарисовывал вете-
ранов Великой Отечественной,
встречавшихся у Большого теа-
тра. «Это удивительные люди, –
вспоминает мастер, – с чистым
сердцем и открытой, не озло-
бленной ни войной, ни всеми по-
следующими нелёгкими годами
душой». Картина была закончена
в тот самый день, когда по радио
впервые прозвучала песня Д. Тух-
манова «День Победы». За се-
рию картин «Память» в 1997 году
В. М. Псарёв был награждён ди-
пломомАкадемии художеств.
Одним из самых запомина-
ющихся моментов своей жизни
В. П. Псарёв считает встречу с
известным художником З. К. Це-
ретели и совместную работу над
восстановлением росписей хра-
ма Христа Спасителя. На поясе
купола храма должны были быть
изображения апостолов. При-
мерно такие изображения Пса-
рёву удалось отыскать в архиве
города Мичуринска. «Ещё моя
бабушка, – рассказывает худож-
ник, – мечтала о восстановлении
храма Христа Спасителя. И вот
мне, в числе других 500 масте-
ров, посчастливилось участво-
вать в этом святом деле».
Впечатления от реставра-
ции храма легли в основу по-
лотна «Патриархи Московские
и всея Руси», продолжившего
тему Памяти.
Она была и остаётся глав-
ной в творчестве художника. Од-
нажды он прочитал о том, что
молодые ребята посадили це-
лый сад, назвав каждое дерево в
честь погибшего бойца Великой
Отечественной. Так родилась
картина, названная «Сад памя-
ти», на которой мальчик внима-
тельно рассматривает портреты
погибших на войне солдат.
Полотно «Диалог» – часть
триптиха «Раны сердца» – ху-
дожник посвятил современной
российской молодёжи. С одной
стороны картины изображены
представители так называемых
неформалов, с другой – сол-
даты минувшей войны, а так-
же недавнего – афганского или
чеченского – конфликта. Этот
разительный контраст рождает
в душе зрителя вопрос, являют-
ся ли ушедшие воины героиче-
ским примером для нашей
молодёжи.
Творчество В. П. Псарё-
ва, проникнутое истинной
любовью к Отечеству, ставит
вопросы патриотизма откры-
то и честно, вселяя надежду,
что связь поколений не пре-
рвётся.
Ïàìÿòü ïîêîëåíèé
Диалог.
Фрагмент триптиха
Публикацию подготовила Л. Б. Токарева