Page 101 - RusHist5.indd

Basic HTML Version

2011 5 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
99
Илья Репин, Валентин Серов и
Константин Коровин. В тот па-
мятный вечер 5 сентября 14-лет-
ний Костя исполнял в спектакле
ответственнуюроль. Годы спустя
он вспоминал и о своём волне-
нии, и об ощущении небывалого
праздника. Балконы всех зданий
были убраны цветами и украше-
ны флагами, а после спектакля в
саду зрителей ждали фейервер-
ки и роскошный стол.
Родители приобщали де-
тей к искусству, особо культиви-
руя театр и музыку. И неспроста.
Считалось, что домашняя сце-
на, объединяя детей, укрепля-
ет в них чувство семьи и дома.
А семья – фундамент жизни ифа-
мильного дела, которое сыно-
вьям предстоит принять из рук
отца и продолжить. Даже в боль-
шей мере, чем образование и на-
уки, которые – боялись родите-
ли – могли подорвать здоровье и
принести вред, поощрялись дет-
ские игры и забавы. Так игры де-
тей становились делом жизни
взрослых. Зимой Сергей Вла-
димирович абонировал ложу в
Большом театре на 40–50 балет-
ных и оперных спектаклей. Ста-
ниславский великолепно расска-
зывает о своих первых театраль-
ных впечатлениях в «Моей жиз-
ни в искусстве».
Летом устраивались домаш-
ние спектакли, в которых с каж-
дым годом Костя принимал всё
больше участия. Через семь лет
он распорядился устроить на
большой площадке перед теа-
тром эстраду для музыкантов, ил-
люминацию, поставить столики
с напитками. Все удовольствия
должны были протекать беспре-
рывно – окончился первый акт,
музыка уже призывает зрителей
выйти наружу, затем, отдохнув-
ших, их ожидает продолжение
представления. Привычку про-
думывать каждый этап театраль-
ного дела, входить во все органи-
зационные мелочи Станислав-
ский, по-видимому, усвоил ещё
во времена своих первых дачных
спектаклей. И это в немалой сте-
пени способствовало успеху его
главного начинания – Москов-
ского художественного театра…
ПослереволюцииЛюбимов-
ку ждала печальная участь жизни
после жизни – национализация,
превращение в дом отдыха име-
ни Калинина, затем в приют для
детей испанских коммунистов, в
годы войны – в военный госпи-
таль, а после войны – в общежи-
тие для студентов Педагогиче-
ского института. Разорения, пе-
рестройки, пожары, уничтожив-
шие в 1990-е годы главный усадеб-
ный дом и деревянную церковь,
а заодно и Белую дачу Сапож-
никовых, двоюродных братьев
Станиславского, находившуюся
здесь же, по соседству; вырубка
векового парка, обмеление когда-
то глубокой реки. Вот как описы-
ваетЛюбимовкудраматургМ.Уга-
ров, в 1990 году затеявший на бе-
регу Клязьмыфестиваль молодой
драматургии «Любимовка»: «Ка-
кие развалюхи, прах деревянный
и каменный…»
СегодняЛюбимовка числит-
ся как Мемориально-культурный
центрК.С.Станиславскогоипри-
надлежит Союзу театральных де-
ятелей. Отреставрирован уце-
левший дачный театр. Домо-
вая церковь Алексеевых – храм
Покрова Пресвятой Богоро-
дицы, закрытый в 1930-е годы,
был возрождён в 1966 году. Чу-
десным образом в алтаре пере-
строенного храма сохранилась
часть первоначальной роспи-
си – лик Спасителя. Но, к сожа-
лению, никакой музейной де-
ятельностью центр не занима-
ется, фестиваль молодой дра-
матургии с 2001 года перее-
хал в Москву, и доступ в усадьбу
для посетителей на сегодняш-
ний день закрыт. И всё же буду-
щее Любимовки не безнадеж-
но. Она обещает стать местом
проведения ежегодных режис-
сёрских лабораторий. Уже в ны-
нешнем году, в октябре меся-
це, первую такую лабораторию
провёл знаменитый литовский
режиссёр Эймунтас Някрошюс.
В присутствии молодых режис-
сёров на сцене новенького «До-
машнего театра» мастер репе-
тировал «Божественную коме-
дию» Данте. Будем надеяться,
что и Любимовка, пройдя все
круги ада, обретёт, наконец,
свой потерянный рай.
1, 2. Часовня и храмПокрова
Пресвятой Богородицы
3. Главное здание усадебного комплекса
К. С. Станиславского Любимовка.
Фотография 2011года
Óñàäüáà Ñòàíèñëàâñêîãî
3