Но самое важное в деле патриотического воспитания, как мы думаем, преодолеть декларативность патриотических ценностей.

В нашем прагматичном мире мы действуем на детей эмоционально. Когда с экрана телевизора дети видят зло, нетерпимость, недовольство, когда в окружающем мире взрослые унижают, оскорбляют друг друга, дети невольно воспитываются на этих поступках, они не видят, не знают, что можно и нужно жить по-другому.


Воспитанники  ДДЮТиЭ, поход  по Коломенскому краю

Важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру, помочь детям увидеть, что можно изменить мир, нужно учить детей любить свою родину.

Зачастую у наших детей сейчас нет представления о нашей природе, о лесе, посчастливилось детям, которых родители или их педагоги вывозят на природу, в лес.

Идет колоссальный отрыв от природы, поэтому у детей формируется потребительское отношение к миру, что мы делаем для города, для страны? Вопрос... детки вырастают потребителями. И они в этом, скорее всего, не виноваты. Они живут в городах, им сложно понять как себя вести в окружающем пространстве.

В Доме туризма и экскурсий мы подводим детей к понятию патриотизма через чувственное восприятие мира. Мы выводим наших воспитанников в лес, горы, везем на край света, чтобы они могли осознать, что они – часть природы, они часть чего-то необъятного, пока неизученного, но очень интересного! Формируется мировоззрение человека и его места в этом мире. Мы все маршруты с гордостью несем флаг нашей любимой Коломны, и встречающиеся на пути группы с живым интересом спрашивают:

«Ребят, вы откуда?»

«Город Коломна, Московская область!» – гордо отвечают они.

Не проявление ли это любви к своей малой родине?

Все программы ДДЮТиЭ, а особенно краеведческого отдела, имеют региональный компонент, мы изучаем природу Коломенского района, Московской области, мы изучаем наш город, историю, быт, религию, обычаи, туристские возможности своего района, все это отражается в исследовательских работах наших воспитанников, в их рисунках.

Основными формами работы по патриотическому воспитанию обучающихся в ДДЮТиЭ являются:

- смотр-конкурс школьных музеев.

- тематические экскурсии по городу;

- экскурсии по области;

- конкурсы, викторины, встречи;

- научные общества школьников;

- летние профильные отряды, походы выходного дня;

- дальние походы и комплексные экспедиции;

- городские, областные и всероссийские олимпиады и конференции.

По итогам только прошедшего учебного года наши воспитанники получили 34 призовых диплома в областных и всероссийских конференциях.

В рамках патриотического воспитания хочется более подробно отразить такую форму работы как комплексная экспедиция. В любой экспедиции обучающиеся в ДДЮТиЭ исследуют объект в комплексе, включающем краеведческий, геологический, и, самое главное, экологический аспект, учитывая современное состояние природы и проблему загрязнения планеты в целом.

Здесь можно упомянуть участие воспитанников ДДЮТиЭ в проектах «Малые реки Коломенского края» (исследование малых рек Коломенского района – Велегушка и Шолоховка), «Щуровский карьер», «Геологический памятник природы Протопоповский оползень», «Парк юрского периода Песковского карьера».

Одной из составляющих экологического исследования объекта является изучение свалок путем составления кадастра свалок, в котором указывается объем свалки, высота, принадлежность, другие параметры. И здесь ребята обнаруживают проблему: почему тут оказалась свалка? И следствие – оказывается, в малых деревнях не налажен вывоз мусора, а это уже уровень культуры человека, выбросить, или не выбросить мешок мусора, закопать, обработать. Мы задаем детям вопросы: что мы можем сделать? Что в наших силах?

И получаем ответ: мы можем вскрыть проблему, осветить ее в СМИ, мы можем убрать мусор от пикников, расчистить поляну, а огромные свалки собрать деткам просто невозможно, но они вскрывают эту проблему – а дальше дело взрослого, дело администрации – как ее решить.

Экологические исследованияКогда дети видят результат своей работы, когда они собирали огромные пакеты мусора, потом прежде чем что-то выбросить, они уже задумаются. А это и есть патриотизм. Не просто восхищение родиной, осознание ее значимости – а желание охранять, защищать, сохранять ее.

Поэтому мы рассматриваем экологические воспитание одной из составляющих понятия патриотизма. Приведу, на мой взгляд, особо значимый и яркий пример работы наших педагогов в рамках патриотического воспитания – изучение своей малой родины через комплексные экспедиции.

Комплексная экспедиция воспитанников ДДЮТиЭ – участников лагеря туристского актива – «исчезнувшие памятники России».

«На графских развалинах» (современное состояние памятников архитектуры усадьбы Сенницы)

Исследования проводились на базе палаточного лагеря, располагавшегося при впадении р. Сеннички в реку Осетр у окраины деревни Болобново. В исследованиях приняло участие 25 детей и 3 руководителя.

Объект исследования – парковый комплекс усадьбы Сенницы.

Предмет исследования: - архитектурные объекты дворцово-паркового комплекса усадьбы Сенницы.

Цель исследования: оценить современное состояние уникального памятника архитектуры 17-19 веков.

  • Наши воспитанники в ходе экспедиции:
  • собрали сведения об усадьбе;
  • взяли интервью у Нины Константиновны Букринской - заслуженного деятеля культуры РФ, автора книги «Сенницы. Усадьба и владельцы»;
  • опросили местных старожилов, помнящих последних владельцев усадьбы и бывших свидетелей ее истории в советский период;
  • составили и нарисовали картосхему усадьбы, сфотографировали наиболее ценные объекты;
  • сняли видеоролик.

Основными методами изучения стали: интервью, беседа, опрос, обследование, полевые методы исследования (экскурсии, походы), работа в библиотеке, архиве, краеведческом музее.

Парковый комплекс усадьбы - очень живописное место! А самое главное – интересное с точки зрения изучения родного края. А можно было бы просто пройти мимо, и не заметить. Поэтому мы уверены, нужно обращать внимание детей на детали, нужно учить их замечать, что вокруг них, какой мир их окружает.

Поэтому, мы стараемся, чтобы мыслительные процессы наших детей были направлены в нужное русло, а если это ляжет на благодатную почву, наши дети в свое время придут к патриотизму, не только в стенах нашего учреждения, но и потом, где-нибудь, это даже не важно, но они смогут сказать: «Вы спрашиваете, где она, любовь к Отчизне? А она здесь, в моем сердце, и она отражается в любом моем поступке»